ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
Адрес: г. Саранск, улица Сущинского, дом 10
E-mail: radugagb@moris.ru

Опыт работы

Представление педагогического опыта
Воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
Зеткиной Анны Александровны
по формированию культуры безопасного поведения в окружающей среде у дезадаптированных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Актуальность и перспективность, значение для совершенствования реабилитационного процесса.


Актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, криминальная опасность, экстремальные ситуации. Поэтому необходимо познакомить воспитанников реабилитационного центра с правилами безопасного поведения, вооружить знаниями, сформировать ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Программа «Безопасное детство», составленная мной, позволяет организовать процесс профилактической работы, который дает воспитанникам возможность получения полезных знаний, а также прививает устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации.


Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.


Чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала ее надо сохранить, содержание программы «Безопасное детство» – стимулирует развитие самостоятельности, ответственности за свое поведение, потребности в здоровом образе жизни и умении действовать в сложной опасной жизненной ситуации.
Ведущая педагогическая идея вышеуказанной программы заключается в создании условий для формирования у воспитанников знаний, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и развитие общей эрудиции на основе изучения ее компонентов для успешной социализации.
Реализация ведущей идеи потребовала создание определенной системы работы по формированию устойчивых навыков безопасного поведения в окружающем мире.


Теоретическая база опыта.


В основу теоретического опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «Зеленый огонёк здоровья» М. Ю. Картушина и программа: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под. ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной).


Технология опыта.


Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта: формирование культуры безопасного поведения в окружающей среде у дезадаптированных детей дошкольного и младшего школьного возраста и развитие общей эрудиции на основе изучения компонентов среды жизни для успешной социализации.
Принципы реализации программы: принцип дифференциации; принцип доступности; последовательности и систематичности; наглядности; принцип связи обучения с жизнью; принцип ориентации на успех.
Программа «Безопасное детство» рассчитана на один год занятий. Занятия проводятся раз в две недели, не считая ежедневные настольно-печатные игры по темам программы, наблюдения за окружающей средой во время прогулок и сопровождения в школу, просмотра учебных мультфильмов, посещения спортивного и тренажерного залов.
При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.
Содержание программы состоит из шести модулей и может варьироваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа реализуется на коллективных занятиях. Работа включает следующие формы проведения теоретических и практических занятий: викторины, целевые прогулки и экскурсии, театрализованные представления, участие в творческих конкурсах, спортивно-оздоровительные упражнения.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в реабилитационный центр «Радуга» поступают в течение всего года, поэтому возникает необходимость индивидуальных занятий с воспитанником, чтобы он достиг уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.


Анализ результативности:


Целенаправленная работа дает возможность детям самосовершенствоваться, быть дружными, работать в социуме, повышается познавательная активность и культурный уровень.
Результатами работы считаю положительную динамику развития знаний, навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у воспитанников.


Трудности:


- низкая познавательная активность детей;
- неосведомленность родителей (нет положительного примера, знания даются не регулярно; нарушение правил безопасного поведения).


Адресные рекомендации:


Программа «Безопасное детство» получила экспертное заключение ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» и была рекомендована для использования в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних Республики Мордовия.

Педагогический опыт

педагога-психолога ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

Тявокиной Ольги Романовны

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного

и младшего школьного возраста средствами изотерапии»

 

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия - один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. 

Сегодня у многих детей дошкольного и младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию, отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.  Наиболее эффективным методом психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию, является арт-терапия - метод психотерапевтического воздействия, использующий средства искусства.

Смысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. 

Один из самых распространенных видов арт-терапии - изотерапия. Возраст от 5 до 10 лет называют "золотым веком" детского рисунка. Именно поэтому предлагаемый мой опыт рассчитан на дошкольников и младших школьников. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. 

Актуальность моего опыта, направленного на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изотерапии, определяется тем, что многие дети в ГКУСО РМ «СРЦН Радуга» имеют низкие показатели познавательных процессов, подвержены различным эмоциональным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, преобладании негативных эмоций и неустойчивых психоэмоциональных состояний.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Идея опыта – способствовать развитию у дошкольников и младших школьников эмоционально-волевой сферы средствами изотерапии, интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Главной целью является развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольной организации средствами изотерапии с использованием нетрадиционных техник рисования.

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

Вся работа строилась на следующих принципах:

  1. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка как особого вида деятельности практического психолога.

  2. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения в развитии ребенка.
  3. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

  4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны. И признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного рути развития личности – с другой.

  5. Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.
  6. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изотерапии решается посредством дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Теоретическая база опыта.

Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники и младшие школьники создают положительный эмоциональный фон, снимают негативные эмоциональные состояния, развивают ощущения и восприятие, творческое мышление, воображение, креативность, сенсомоторику, развивают навыки общения и эффективного взаимодействия, произвольной регуляции поведения, углубляют и расширяют знания в области изобразительного искусства, формируют знания по основам композиции, цветоведения, воспитывают трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.

Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.

Теоретической основой моего исследования послужили работы таких авторов как 3. Фрейда и К. Юнга, а также К. Роджерса и А. Маслоу.

Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх.

Изотерапия является одним из наиболее распространенных видов арттерапии – это лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода:

Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные учёные (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.)

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими.

Психоаналитические теории оказали большое влияние на представление арттерапевтов М. Намбург, Э. Крамер, И. Чампертон и послужили теоретическому обоснованию положительного воздействия художественного творчества на эмоциональную сферу.

Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразное, самобытная сфера духовной жизни. В детском рисунке происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу знакомые предметы и явления, они живут в этом мире красоты. Необходимо только дать простор для детской фантазии. Изотерапия, нужна для того, чтобы ребенок мог по долгу видеть мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослых.

Итак, на сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Ряд авторов показали возможность применения изотерапии для детей с более или менее выраженными нарушениями развития (Копытин А. И., Киселева М. В., Мамайчук И. И., Сучкова Н. О.). Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, «которая применяется и при наличии психосоматических расстройств (Бурковский Г. В., Хайкин Р. Б.) и личностных нарушений (Захаров А. И., Карабанова О. А.)». Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии занимаются не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность изотерапии.

Таким образом, я рассматриваю изодеятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может легче выразить свою индивидуальность, чем вербальными средствами.

Изучив различные источники, для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста я подготовила и апробировала коррекционно-развивающую программу по изотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Яркий мир».

 

Технология опыта

Из опыта выделим основные психотехнологии развития процессов восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста в изотерапии:

В ходе теоретического исследования я пришла к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по изотерапии, где ребенок, создавая творческий образ, активизирует работу таких психических процессов, как воля, чувства, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков и творческих способностей ребенка. В процессе исследования я установила, что для того, чтобы развивать эмоционально-волевую сферу детей дошкольного и младшего возраста средствами изотерапии, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, проблемно-поисковыми ситуациями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний и снятия негативных эмоциональных состояний.

Таким образом, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной работе, при специально созданных условиях, при специально организованном восприятии эмоциональных образа предметов и явлений действительности, при использовании разнообразных материалов и техник на занятиях, можно добиться высоких результатов в развитии эмоционально-волевого фона дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях посредствам изотерапии.

Анализ результативности

Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели эмоционально-волевой сферы средствами изотерапии детей дошкольного и младшего школьного возраста и заметен качественный рост личности детей.

Результатом своей работы я считаю не только развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника и младшего школьника средствами изотерапии, но и совершенствование их потенциальных возможностей, снятие собственных негативных переживаний, обучение методам волевого самоконтроля. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к различным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия и научились приемам эмоционально-волевой регуляции.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

С помощью различных техник рисования ребенок имеет возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Мой опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изотерапии способствовал:

Подводя итоги работы, направленной на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изотерапии, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей,  но и стал очевиден эмоционально-личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают  позитивные результаты проделанной работы.

Практика показывает, что с помощью необычных техник изотерапии дети лучше усваивают эмоционально-волевой опыт, развивают сенсомоторику, закономерности композиции и цветоведения. Такой арт-терапевтический метод, как изотерапия вызывает радостное настроение у детей, снимает психоэмоциональное напряжение, боязнь не справиться с процессом рисования.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста недостаточно отмечается эмоциональная незрелость личности, дефицит методов саморегуляции поведения. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников и младших школьников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Педагог-психолог имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые творческие «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого педагогу-психологу необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех.

С целью развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастасредствами изотерапии педагогу-психологу необходимо:

А трудность опыта в том и состоит, что педагог-психолог должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую любовь к детям.

Адресные рекомендации при использовании опыта

Опыт рекомендован педагогам-психологам социально-реабилитационных центров

 

Педагогический опыт

Кравчук Натальи Васильевны

социального педагога ГКУСОРМ «СРЦН «Радуга»

«Воспитание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в духе толерантности: социальная практика»

Актуальности и перспективности опыта.

Главной целью воспитательной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются социализация воспитанников и возвращение их в общество. Важнейшая часть этого процесса -  воспитание толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Для реабилитационного учреждения социальной защиты проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. В сложившейся жизненной ситуации, в период нахождения в реабилитационном центре, начинает складываться взаимодействие между воспитанниками, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным укладом и с несформированной коммуникативной деятельностью.

       Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного действия,  с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется  обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Учреждения социальной защиты для несовершеннолетних имеют большие возможности для воспитания толерантности у несовершеннолетних. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и досуговой деятельности.

Важным условием формирования толерантности у детей является комплексный подход. Это позволяет формировать личность воспитанника в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром.

Педагогические механизмы данного опыта рассматриваются как совокупность средств, методов и условий, а также последовательность состояний, процессов, свойств, которые обеспечивают функционирование системы. В рамках реабилитационного пространства переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в толерантном сознании, признание многообразия.

Теоретическая база опыта

Методологической основой данного опыта являются следующие научные положения и теории: о диалектическом характере социальных отношений; о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Гегель, М. Монтень, Ж-Ж Руссо); о гуманистических идеях психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджер); психологическая теория развития личности (Л. С. Выготский, А. В. Петровский); теория деятельностного подхода, теория социализации (Б. 3. Вульфов, Л. С. Выготский, Н. М. Таланчук); концепция социализации личности во временных коллективах (А.Г. Кирпичник, Р.С. Немов); теория социальной установки (A.M. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов); теория воспитания толерантности у школьников (Л. В. Байбородова, М. И. Рожков).

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Цель воспитания толерантности - воспитание у несовершеннолетних потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:  1) формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов реабилитационного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой - основой, образцом нравственного воспитания несовершеннолетних;  2) развитие культуры общения, как постижение другого в диалоге, взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства;  3) формирование синергетического мышления, позволяющего принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений другого человека;  4) личностно ориентированный подход в социально-реабилитационном процессе, основой которого являются субъект - субъектные отношения в системе «педагог - воспитанник».  Принципы реализации данного опыта:  - принцип доверительного сотрудничества - установление в реабилитационном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности;  - принцип экологии взаимоотношений - обеспечение благоприятного социально-психологического климата в учреждении как основы формирования толерантного пространства;  - принцип правоведения - формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;  - принцип синерегетизма - развитие личности, являясь источником и движущей силой этого развития;  - принцип творчества - реализация вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия. 

Реализация ведущей педагогической идеи потребовала создание определенной системы формирования толерантности у несовершеннолетних:

Анализ результативности.

В результате целенаправленной систематической комплексной работы в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» по воспитанию несовершеннолетних в духе толерантности достигнуты положительные результаты.

Дети стали осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что они уникальны и неповторимы, как каждый человек.  Воспитанники стали более осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них сформировались ценностные установки и ориентиры, коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. В группах воспитанников школьного возраста присутствует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания между педагогами и детьми. 96,3% родителей у наших воспитанников, или лиц их заменяющих, отмечают изменения в отношениях с детьми, установления более терпимых и доверительных. По данным диагностических исследований проведенных в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» у 98% воспитанников и 100% педагогов выявлен высокий уровень толерантности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проведенная работа способствует формированию толерантности у несовершеннолетних в период пребывания в социально- реабилитационном центре.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В ходе организации воспитательного процесса по формированию у несовершеннолетних толерантности необходимо учитывать специфику учреждения: ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам. А также отсутствие понимания и желания сотрудничать со стороны некоторых родителей, или лиц их заменяющих, по обозначенной проблеме.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике учреждений социальной защиты населения для несовершеннолетних.

 

Педагогический опыт

воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

Волковой Натальи Александровны

«Социализация личности детей среднего и старшего возраста»

Актуальность и перспективность, значение для совершенствования реабилитационного процесса.

Актуальной  проблемой современной  жизни  являются детская безнадзорность, беспризорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. В подавляющем большинстве случаев первой причины появления отклонений в поведение в детском возрасте служит социальная дезадаптированность ребенка. Дезадаптированность детей ведет к криминализации сознания, инфантилизму, иждивенчеству, агрессии. Растет число малолетних правонарушителей, наркоманов, подростков, не нашедших своего места в жизни. В этой ситуации все очевиднее становится то, что реабилитационный центр как социальный институт, через который проходят многие дети, обязан быть воспитывающим. Подростки, пришедшие к нам, не приучены включаться в жизнь группы и Центра, так как главным их интересом были улица, двор и неблагополучная обстановка в семье. Поэтому первоочередная задача - это включение каждого подростка с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и интересов в творческую деятельность группы.

К моменту выпуска из школы каждому необходимо обрести не только знания, но и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, воспитать своих детей, грамотно отстаивать свои гражданские права и т.д.

Это и побудило разработать мною учебно-воспитательную программу для детей среднего и старшего школьного возраста «Сотвори себя сам».

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Важно в подростковом возрасте обрести не только знания, но и социальный опыт, которые помогут быстрее адаптироваться в обществе, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, отстаивать свои гражданские права. Исходя из этого содержание программы «Сотвори себя сам» –  стимулирует развитие самостоятельности, потребности в общении, соотношении самооценки с реальностью.

Ведущая педагогическая идея вышеуказанной программы заключается в создании условий для формирования у воспитанников потребностей в самопознании, самоуверенности, самореализации.

Реализация ведущей идеи потребовала создание определенной системы работы по социализации личности подростков.

Теоретическая база опыта.

В основу теоретического опыта положены научно-методические разработки и рекомендации Ширяевой Т.Ф., Кулагиной О.В.

Технология опыта.

Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта:

демократизация жизни возрастной группы и формирование у несовершеннолетних готовности к самоуправлению.

Принципы реализации программы: принцип дифференциации, в воспитании учитываются возрастные и индивидуальные особенности подростка; принцип доступности изучаемого материала; последовательности и систематичности;наглядности; принцип связи обучения с жизнью; принцип ориентации на успех.

Программа «Сотвори себя сам» рассчитана на один год занятий. Занятия проводятся раз в две недели.

При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.

Содержание программы состоит из пяти блоков и может варьироваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа реализуется на коллективных занятиях. Работа включает следующие формы проведения теоретических и практических занятий: викторины, игровые обозрения, деловые игры, участие в творческих конкурсах.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в реабилитационный центр «Радуга» поступают в течение всего года, поэтому возникает необходимость индивидуальных занятий с воспитанником, чтобы он достиг уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.

Анализ результативности:

Целенаправленная работа дает возможность более эффективной работы с дезадаптированными детьми, расширит возможности для самореализации подростков.

Результатами работы считаю положительную динамику уровня воспитанности личности, повышение учебной мотивации у подростков и нацеленность на продолжение учебы в будущем.

Трудности:

- низкая познавательная активность детей;

- неосведомленность родителей (нет положительного примера, знания даются не регулярно.

Адресные рекомендации:

Программа «Сотвори себя сам» получила экспертное заключение ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» и была рекомендована для использования в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних Республики Мордовия.

 

 

Педагогический опыт

Сандиной Елены Николаевны

воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

«Воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому своей страны»

 

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.» признана актуальной и перспективной. Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

В целях повышения уровня гражданско-патриотического воспитания детей реабилитационного центра «Радуга» была разработана программа «Мы вместе!».

Она направлена на социальную реабилитацию детей младшего школьного возраста посредством гражданско-патриотического воспитания.

 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Почувствует ли ребёнок привязанность к родной земле или отдалится от неё - это зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств «на все случаи жизни», требует постоянного поиска, умения изменяться и поспевать за жизнью.

Аксиомой звучат сегодня слова, что всё начинается с детства, с семьи. А что делать, если ребёнок временно отдалён от семьи?

Ведущая педагогическая идея программы заключается в формировании у воспитанников младшего школьного возраста умения жить среди людей, быть достойными гражданами своего государства.

Реализация ведущей идеи потребовала создание определённой системы мероприятий по формированию гражданско-патриотических качеств.

 

Теоретическая база опыта.

Правовой основой программы по гражданско-патриотическому воспитанию на современном этапе являются такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка; Закон об образовании в РФ;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»; анализ научной литературы.

 

Технология опыта.

Целью опыта является: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.

Реализация поставленной цели в реабилитационном центре зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотического воспитания.

Принципы реализации программы: принцип доступности; последовательности и систематичности; наглядности; принцип связи обучения с жизнью; принцип дифференциации; принцип взаимоуважения; принцип ориентации на успех; принцип креативности (творчества) и коллективности; принцип опоры на интерес;адаптированности к возрасту.

На сегодняшний день, мне бы хотелось выделить несколько форм и методов гражданско-патриотического воспитания: метод убеждения; метод положительного примера; информационные часы; тематические беседы; оформление информационных стендов, освещающих важные события и памятные даты нашей страны; тематические вечера, посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости, Дню Героев Отечества; тематические вечера, направленные на изучение национальной символики; уроки мужества; исторические, военные викторины; встречи с ветеранами войны и труда.

Программа «Мы вместе» адресована детям младшего школьного возраста.

При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения воспитанников в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.

Свою работу, по гражданско – патриотическому воспитанию, я разделила на 4 направления.

 

Анализ результативности.

Реализация данной программы позволит сформировать: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; его обычаям и традициям; к историческому прошлому Родины; общечеловеческие ценности; бережное отношение к родной природе.

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

- низкая познавательная активность; ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре; вероятность прерывания процесса гражданско-патриотического воспитания.

 

Адресные рекомендации.

Программа «Мы вместе!» получила экспертное заключение МРИО и была рекомендована для использования в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Республики Мордовия.

 

Педагогический опыт

Ожигановой Олеси Сергеевны

педагога-психолога ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

«Выбор есть всегда»

 

Актуальность и перспективность. Значение программы для совершенствования реабилитационного процесса.

Несмотря на положительные тенденции в развитии общества, понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства и именно подрастающее поколение находится, в трудной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Дети, находящиеся под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Как пример – наркотизация, подростков позволяющая спрятаться от действительности; различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем: повышение количества правонарушений. Среди несовершеннолетних усилилось демонстративное и вызывающее отношение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Возрастают темпы роста правонарушений и преступлений среди детей.

Подростковый возраст, который характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивая себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости, стремятся познать новые чувства, исследовать свой внутренний мир и для этого могут прибегнуть к употреблению психоактивных веществ. Наркотические вещества могут использоваться ими как способы ухода от тяжелых проблем во взаимоотношениях, и для снятия коммуникативных барьеров. Для подростков наиболее значимы отношения в группе сверстников и ради того, чтобы быть принятыми группой, они готовы на опасное поведение , рискуя своим здоровьем.

Особая опасность употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте заключается в том, что указанный контингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее попадает в болезненную зависимость.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в рамках профилактической деятельности с воспитанниками реабилитационного центра должна проводиться работа по профилактике алкоголизма, наркомании, курения, с целью уберечь несовершеннолетних от вредных привычек.

Данная программа направлена, прежде всего, на профилактическое воздействии воспитанников. Механизм реализации направлен на то, чтобы, используя различные формы занятий сформировать у подростков навыков самостоятельного принятия решений, умению противостоять давлению, преодоление стрессовых ситуаций, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а так же проблем общения.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Дети, поступившие в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» чаще всего уже имели или имеют опыт употребления алкогольных напитков, сигарет, одурманивающих веществ. Помимо того, что все дети поступают в учреждения педагогически запущенными, у них есть предрасположенность к пагубным привычкам на генном уровне. Большую негативную роль в формировании наркологической и алкоголической зависимости у воспитанников реабилитационного центра играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, высокая подверженность влиянию групповых норм, незнание правил здорового образа жизни.

В связи с выявленной тенденцией, а также исходя из специфики и направленности учреждения, была разработана программа профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними, в рамках которой с воспитанниками проводится мониторинг с целью исследования характера преобладающих в их сознании представлений относительно социальных и медицинских последствий употребления ПАВ.

Ведущая педагогическая идея вышеуказанной программы заключается в стремлении детей младшего и старшего подросткового возраста к здоровому образу жизни, получение воспитанниками адекватных знаний по вопросам употребления ПАВ и проявление других аддикций (зависимость), создание благоприятного эмоционально - психологического климата в социальном учреждении.

Реализация ведущей идеи потребовала создание определенной системы работы по формированию негативного отношения к вредным веществам.

В рамках профилактической программы при поступлении в учреждении с воспитанниками проводится мониторинг с целью исследования характера преобладающих в их сознании представлений относительно социальных и медицинских последствий употребления ПАВ. На основе полученных результатов определяются мифические (искаженные) представления детей и подростков, нуждающиеся в корректировке. В процессе профилактической работы осуществляется их коррекция, а также формирование отношения к своему здоровью как к ценности. А также осуществляется консультирование педагогических работников учреждения в вопросах современных технологий, форм и методов работы по профилактике употребления детьми ПАВ.

Система построения моей работы в направлении пропаганды здорового образа и профилактики вредных привычек у подрастающего поколения строится следующим образом. К началу учебного года составляется годовая циклограмма работы по здоровому образу жизни. В неё включены следующие разделы: информационно – просветительская работа, диагностика «Сформированность понятий ЗОЖ», банк данных об воспитанников, тренинговые занятия, буклеты, презентации и видеоролики, настенные газеты и родительские собрания.

Далее планируются тематические беседы в соответствии с планом учреждения и на основании этого составляется, план работы психолога на год с учетом и других направлений.

Теоретическая база опыта.

Основой для составления программы послужили разработки и методические рекомендации следующих авторов: Н. А Сирота, Н. В. Яковлевой, В. М. Ялтонского.

Как нарушение процесса социализации, алкоголизация и табакокурение рассматривается такими известными российскими учеными, как А.А. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д. Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова. Психолого-педагогические исследования профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков проведены психологами: С. А. Бадмаевым, С. А. Беличевой, А. П. Горбачевой, И. И. Кауненко; педагогами - Т. К.Зуевой, И. В. Иванниковой, В. П. Кащенко, Ю. А. Клейбергом, A. C., Меликсетяном, И.А. Невским, В.А. Поповым, З.Д. Раевской, О. Л.Романовой. Проблеме проявления отклоняющихся форм поведения подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю. Р. Вишневского, И. А. Горьковой, Г. А. Гурко, И. А. Двойменного, А. Н. Елизарова, E. H. Заборовой, В. А. Лелекова, A. B. Меренкова, В. Д. Москаленко, Г. П. Орлова, Б. С. Павлова.

 

 

Технология опыта.

Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта:

Формирование отрицательного отношения к употреблению вредных веществ.

В программе решались задачи формирования навыков преодоления эмоционального стресса; развития новых, более адаптивных навыков поведения в проблемных ситуациях; формирование навыков принятия решения и поведения в ситуациях психологического давления; расширение диапазона поведенческих реакций в различных проблемных ситуациях; обучение способам анализа конфликтных ситуаций; осознание различия поведения в конфликте и конфликтного поведения

Принципы реализации программы:

1.Принцип системности;

2.Принцип стратегической целостности;

3.Принцип многоаспектности;

4. Принцип ситуационной адекватности профилактической

деятельности;

5.Принцип динамичности;

6. Принцип полимодальности и максимальной дифференциации.

Данная программа рассчитана на детей младшего и старшего подросткового возраста. Занятия проводятся в группах по 6 - 10 человек, продолжительностью 1 ч. – 1 ч. 20 минут, один раз в неделю.

При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.

Реализация данной программы состоит из 3 этапов: диагностический этап, практический этап и этап контрольной диагностики.

Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и может оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику, и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях социального учреждения.

В работе с подростками девиантного поведения применяю разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаю следующие:

Метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

Метод переключения (занятия подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы: лекционные занятия; тренинги; индивидуальные и групповые консультации; тесты и анкетирование; диспуты; родительские лектории; ролевые игры; рефераты; просмотр учебных фильмов; экскурсии; конкурсы; беседы; встречи.

Анализ результативности.

В ходе целенаправленной работы подростки научаться получать необходимую информацию о себе самом, знать способы получения такой информации, быть готовыми к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, иметь навыки саморегуляции, стремление к личностному росту, самопознанию, саморазвитию, свободно выражать свои мысли, чувства и переживания, осознанное стремление к здоровому образу жизни, осознанное отношение к проблеме зависимости, овладеют навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии, адекватно воспринимать окружающую действительность, адаптироваться к реальным социально-экономическим, психологическим условиям, быть способным к ответственному принятию решения в ситуации выбора.

Результатами работы считаю снижение численности воспитанников употреблявших алкоголя, наркотиков, табачных веществ

Трудности:

- подростки поступают в Центр уже с привязанностью к употреблению ПАВ: курение, алкоголизм и наркомания, что усложняет профилактическую работу, что у;

- не сформированность навыка активной психологической защиты от вовлечения подростков в асоциальную деятельность,

- неосведомленность несовершеннолетних о вреде употребления психоактивных веществ попавших в центр, а так же их родителей.

Адресные рекомендации.

Программа «Выбор есть всегда» получила экспертное заключение ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» и была рекомендована для использования в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних Республики Мордовия.

 

 

Педагогический опыт

 

Харитоновой Елены Валентиновны

 

воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

 

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего школьного возраста»

 

 

 

Актуальность и перспективность. Значение программы для совершенствования реабилитационного процесса.

 

Здоровье людей относится к числу главных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения в России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Концептуальность этой проблемы обусловлена ухудшением здоровья подрастающего поколения.

 

Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Но, к сожалению, семья для детей, попавших в учреждение социального обслуживания, не является местом формирования и укрепления здоровья, так как основной контингент воспитанников - это дети из неблагополучных семей. Вследствие этого - неудовлетворительное состояние воспитанников закономерно. Поэтому одним из важных направлений моего педагогического процесса является совершенствование работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья детей. Исходя из решения этих задач, мною была разработана профилактическая программа «Уроки здоровья».

 

 

 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 

Главная цель моего педагогического опыта - формирование у подростков основ здорового образа жизни. Особую значимость эта проблема приобретает для детей, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. Дети поступают в реабилитационный центр из социально неблагополучных семей и, не смотря на подростковый возраст, у многих из них отсутствуют элементарные знания о том, что такое здоровье человека, навыки гигиены, забота о своем здоровье, низкий интерес к спорту, соблюдение режима дня. Около 80% имеют стаж курильщика более 3-х лет, у некоторых подростков был опыт употребления ПАВ.

 

 

 

Теоретическая база опыта.

 

Теоретической базой моего опыта являются программы: «Педагогика здоровья» под редакцией В. Н. Касаткина, «Программа психо-профилактической и коррекционной работы с подростками» Е. Д. Худенко, Н. Л. Галеевой, а также работы А.Н. Сизанова, В. А. Хриптовича « Модульный курс профилактики курения», О. В. Галичкиной « Система работы по профилактике наркомании», И. В. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии».

 

 

 

Технология опыта.

 

Для достижения основной цели в своей работе использую следующие методы исследования:

 

- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, научно-методической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;

 

- эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом тестирование детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

 

В процессе реализации ведущей идеи стремлюсь отказаться от широкого использования на занятиях метода «запугивания», или «устрашения», как совершенно неэффективного для воспитанников. С этой целью применяю деятельностный подход, что позволяет реализовать новую методику-накопление подростками опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни.

 

Структура программы состоит из четырех модульных блоков и может варьироваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Механизм реализации программы включает в себя проведение теоретических и практических занятий, диспутов, КВН, викторин, выступлений агитбригад, уроков – тренингов, участие в городских и республиканских конкурсах.

 

 

 

Анализ результативности.

 

В процессе педагогической деятельности мною предусмотрено проведение диагностической работы, которая позволяет оценивать эффективность формирования у воспитанников основ здорового образа жизни.

 

Результатом работы является сформированность ответственного ценностного отношения к здоровью. Оно включает:

 

- отношение к здоровью как к ценности;

 

- формирование представления о себе как о здоровом человеке;

 

- способность использовать в повседневном поведении полученную информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;

 

- конкретные привычки здорового образа жизни.

 

 

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

 

-биологические факторы (включая наследственность),

 

-экологические,

 

-социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и т .п.).

 

 

 

Адресные рекомендации по использованию опыта.

 

Программа «Уроки здоровья» получила экспертное заключение МРИО и была рекомендована для ГКУСО РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга».