Опыт работы
Представление педагогического опыта
Воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
Зеткиной Анны Александровны
по формированию культуры безопасного поведения в окружающей среде у дезадаптированных детей дошкольного и младшего школьного возраста
Актуальность и перспективность, значение для совершенствования реабилитационного процесса.
Актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, криминальная опасность, экстремальные ситуации. Поэтому необходимо познакомить воспитанников реабилитационного центра с правилами безопасного поведения, вооружить знаниями, сформировать ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Программа «Безопасное детство», составленная мной, позволяет организовать процесс профилактической работы, который дает воспитанникам возможность получения полезных знаний, а также прививает устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала ее надо сохранить, содержание программы «Безопасное детство» – стимулирует развитие самостоятельности, ответственности за свое поведение, потребности в здоровом образе жизни и умении действовать в сложной опасной жизненной ситуации.
Ведущая педагогическая идея вышеуказанной программы заключается в создании условий для формирования у воспитанников знаний, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и развитие общей эрудиции на основе изучения ее компонентов для успешной социализации.
Реализация ведущей идеи потребовала создание определенной системы работы по формированию устойчивых навыков безопасного поведения в окружающем мире.
Теоретическая база опыта.
В основу теоретического опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «Зеленый огонёк здоровья» М. Ю. Картушина и программа: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под. ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной).
Технология опыта.
Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта: формирование культуры безопасного поведения в окружающей среде у дезадаптированных детей дошкольного и младшего школьного возраста и развитие общей эрудиции на основе изучения компонентов среды жизни для успешной социализации.
Принципы реализации программы: принцип дифференциации; принцип доступности; последовательности и систематичности; наглядности; принцип связи обучения с жизнью; принцип ориентации на успех.
Программа «Безопасное детство» рассчитана на один год занятий. Занятия проводятся раз в две недели, не считая ежедневные настольно-печатные игры по темам программы, наблюдения за окружающей средой во время прогулок и сопровождения в школу, просмотра учебных мультфильмов, посещения спортивного и тренажерного залов.
При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.
Содержание программы состоит из шести модулей и может варьироваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа реализуется на коллективных занятиях. Работа включает следующие формы проведения теоретических и практических занятий: викторины, целевые прогулки и экскурсии, театрализованные представления, участие в творческих конкурсах, спортивно-оздоровительные упражнения.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в реабилитационный центр «Радуга» поступают в течение всего года, поэтому возникает необходимость индивидуальных занятий с воспитанником, чтобы он достиг уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.
Анализ результативности:
Целенаправленная работа дает возможность детям самосовершенствоваться, быть дружными, работать в социуме, повышается познавательная активность и культурный уровень.
Результатами работы считаю положительную динамику развития знаний, навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у воспитанников.
Трудности:
- низкая познавательная активность детей;
- неосведомленность родителей (нет положительного примера, знания даются не регулярно; нарушение правил безопасного поведения).
Адресные рекомендации:
Программа «Безопасное детство» получила экспертное заключение ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» и была рекомендована для использования в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних Республики Мордовия.
Педагогический опыт
педагога-психолога ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
Тявокиной Ольги Романовны
«Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного
и младшего школьного возраста средствами изотерапии»
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия - один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.
Сегодня у многих детей дошкольного и младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию, отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Наиболее эффективным методом психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию, является арт-терапия - метод психотерапевтического воздействия, использующий средства искусства.
Смысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
Один из самых распространенных видов арт-терапии - изотерапия. Возраст от 5 до 10 лет называют "золотым веком" детского рисунка. Именно поэтому предлагаемый мой опыт рассчитан на дошкольников и младших школьников. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Актуальность моего опыта, направленного на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изотерапии, определяется тем, что многие дети в ГКУСО РМ «СРЦН Радуга» имеют низкие показатели познавательных процессов, подвержены различным эмоциональным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, преобладании негативных эмоций и неустойчивых психоэмоциональных состояний.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Идея опыта – способствовать развитию у дошкольников и младших школьников эмоционально-волевой сферы средствами изотерапии, интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Главной целью является развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольной организации средствами изотерапии с использованием нетрадиционных техник рисования.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
Вся работа строилась на следующих принципах:
-
Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка как особого вида деятельности практического психолога.
- Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения в развитии ребенка.
-
Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.
-
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны. И признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного рути развития личности – с другой.
- Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.
-
Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изотерапии решается посредством дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Теоретическая база опыта.
Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники и младшие школьники создают положительный эмоциональный фон, снимают негативные эмоциональные состояния, развивают ощущения и восприятие, творческое мышление, воображение, креативность, сенсомоторику, развивают навыки общения и эффективного взаимодействия, произвольной регуляции поведения, углубляют и расширяют знания в области изобразительного искусства, формируют знания по основам композиции, цветоведения, воспитывают трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.
Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.
Теоретической основой моего исследования послужили работы таких авторов как 3. Фрейда и К. Юнга, а также К. Роджерса и А. Маслоу.
Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх.
Изотерапия является одним из наиболее распространенных видов арттерапии – это лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода:
- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;
- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные учёные (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.)
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими.
Психоаналитические теории оказали большое влияние на представление арттерапевтов М. Намбург, Э. Крамер, И. Чампертон и послужили теоретическому обоснованию положительного воздействия художественного творчества на эмоциональную сферу.
Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразное, самобытная сфера духовной жизни. В детском рисунке происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу знакомые предметы и явления, они живут в этом мире красоты. Необходимо только дать простор для детской фантазии. Изотерапия, нужна для того, чтобы ребенок мог по долгу видеть мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослых.
Итак, на сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Ряд авторов показали возможность применения изотерапии для детей с более или менее выраженными нарушениями развития (Копытин А. И., Киселева М. В., Мамайчук И. И., Сучкова Н. О.). Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, «которая применяется и при наличии психосоматических расстройств (Бурковский Г. В., Хайкин Р. Б.) и личностных нарушений (Захаров А. И., Карабанова О. А.)». Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии занимаются не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность изотерапии.
Таким образом, я рассматриваю изодеятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может легче выразить свою индивидуальность, чем вербальными средствами.
Изучив различные источники, для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста я подготовила и апробировала коррекционно-развивающую программу по изотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Яркий мир».
Технология опыта
Из опыта выделим основные психотехнологии развития процессов восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста в изотерапии:
- Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта;
- Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях;
- Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа эмоций;
- «Проекция образа» для передачи настроения, характера персонажа;
- Создание поисковых ситуаций;
- Использование игровых приемов;
- Ориентирование на творческий подход к деятельности;
- Использование нетрадиционных техник рисования;
- Применение опорных элементов (тема, идея, вопросы, объяснение задания), организующих работу воображения;
- Рассказывание детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка;
- Поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы.
В ходе теоретического исследования я пришла к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по изотерапии, где ребенок, создавая творческий образ, активизирует работу таких психических процессов, как воля, чувства, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков и творческих способностей ребенка. В процессе исследования я установила, что для того, чтобы развивать эмоционально-волевую сферу детей дошкольного и младшего возраста средствами изотерапии, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, проблемно-поисковыми ситуациями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний и снятия негативных эмоциональных состояний.
Таким образом, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной работе, при специально созданных условиях, при специально организованном восприятии эмоциональных образа предметов и явлений действительности, при использовании разнообразных материалов и техник на занятиях, можно добиться высоких результатов в развитии эмоционально-волевого фона дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях посредствам изотерапии.
Анализ результативности
Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели эмоционально-волевой сферы средствами изотерапии детей дошкольного и младшего школьного возраста и заметен качественный рост личности детей.
Результатом своей работы я считаю не только развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника и младшего школьника средствами изотерапии, но и совершенствование их потенциальных возможностей, снятие собственных негативных переживаний, обучение методам волевого самоконтроля. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к различным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия и научились приемам эмоционально-волевой регуляции.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
С помощью различных техник рисования ребенок имеет возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.
Мой опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изотерапии способствовал:
- осознанию детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
- снижению психоэмоционального напряжения;
- преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
- созданию благоприятных условий для развития произвольности и способности к саморегуляции;
- установлению достаточного уровня развития сенсорных и моторных качеств ребенка;
- развитию умения выражать свои эмоции и чувства на бумаге;
- развитию познавательного интереса и творческого самопроявления;
- развитию навыков межличностного общения;
- формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.
Подводя итоги работы, направленной на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изотерапии, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден эмоционально-личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
Практика показывает, что с помощью необычных техник изотерапии дети лучше усваивают эмоционально-волевой опыт, развивают сенсомоторику, закономерности композиции и цветоведения. Такой арт-терапевтический метод, как изотерапия вызывает радостное настроение у детей, снимает психоэмоциональное напряжение, боязнь не справиться с процессом рисования.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста недостаточно отмечается эмоциональная незрелость личности, дефицит методов саморегуляции поведения. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников и младших школьников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Педагог-психолог имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые творческие «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого педагогу-психологу необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех.
С целью развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастасредствами изотерапии педагогу-психологу необходимо:
- создавать на занятии атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к занятию;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
- избегать перегрузки детей;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- дифференцировать объем домашних заданий;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на занятии условия для развития личности детей, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в эмоционально-волевой сфере.
А трудность опыта в том и состоит, что педагог-психолог должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую любовь к детям.
Адресные рекомендации при использовании опыта
Опыт рекомендован педагогам-психологам социально-реабилитационных центров
Педагогический опыт
Кравчук Натальи Васильевны
социального педагога ГКУСОРМ «СРЦН «Радуга»
«Воспитание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в духе толерантности: социальная практика»
Актуальности и перспективности опыта.
Главной целью воспитательной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются социализация воспитанников и возвращение их в общество. Важнейшая часть этого процесса - воспитание толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Для реабилитационного учреждения социальной защиты проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. В сложившейся жизненной ситуации, в период нахождения в реабилитационном центре, начинает складываться взаимодействие между воспитанниками, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным укладом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного действия, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Учреждения социальной защиты для несовершеннолетних имеют большие возможности для воспитания толерантности у несовершеннолетних. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и досуговой деятельности.
Важным условием формирования толерантности у детей является комплексный подход. Это позволяет формировать личность воспитанника в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром.
Педагогические механизмы данного опыта рассматриваются как совокупность средств, методов и условий, а также последовательность состояний, процессов, свойств, которые обеспечивают функционирование системы. В рамках реабилитационного пространства переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в толерантном сознании, признание многообразия.
Теоретическая база опыта
Методологической основой данного опыта являются следующие научные положения и теории: о диалектическом характере социальных отношений; о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Гегель, М. Монтень, Ж-Ж Руссо); о гуманистических идеях психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджер); психологическая теория развития личности (Л. С. Выготский, А. В. Петровский); теория деятельностного подхода, теория социализации (Б. 3. Вульфов, Л. С. Выготский, Н. М. Таланчук); концепция социализации личности во временных коллективах (А.Г. Кирпичник, Р.С. Немов); теория социальной установки (A.M. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов); теория воспитания толерантности у школьников (Л. В. Байбородова, М. И. Рожков).
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Цель воспитания толерантности - воспитание у несовершеннолетних потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач: 1) формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов реабилитационного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой - основой, образцом нравственного воспитания несовершеннолетних; 2) развитие культуры общения, как постижение другого в диалоге, взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства; 3) формирование синергетического мышления, позволяющего принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений другого человека; 4) личностно ориентированный подход в социально-реабилитационном процессе, основой которого являются субъект - субъектные отношения в системе «педагог - воспитанник». Принципы реализации данного опыта: - принцип доверительного сотрудничества - установление в реабилитационном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности; - принцип экологии взаимоотношений - обеспечение благоприятного социально-психологического климата в учреждении как основы формирования толерантного пространства; - принцип правоведения - формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии; - принцип синерегетизма - развитие личности, являясь источником и движущей силой этого развития; - принцип творчества - реализация вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия.
Реализация ведущей педагогической идеи потребовала создание определенной системы формирования толерантности у несовершеннолетних:
Анализ результативности.
В результате целенаправленной систематической комплексной работы в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» по воспитанию несовершеннолетних в духе толерантности достигнуты положительные результаты.
Дети стали осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что они уникальны и неповторимы, как каждый человек. Воспитанники стали более осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них сформировались ценностные установки и ориентиры, коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. В группах воспитанников школьного возраста присутствует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания между педагогами и детьми. 96,3% родителей у наших воспитанников, или лиц их заменяющих, отмечают изменения в отношениях с детьми, установления более терпимых и доверительных. По данным диагностических исследований проведенных в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» у 98% воспитанников и 100% педагогов выявлен высокий уровень толерантности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проведенная работа способствует формированию толерантности у несовершеннолетних в период пребывания в социально- реабилитационном центре.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В ходе организации воспитательного процесса по формированию у несовершеннолетних толерантности необходимо учитывать специфику учреждения: ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам. А также отсутствие понимания и желания сотрудничать со стороны некоторых родителей, или лиц их заменяющих, по обозначенной проблеме.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике учреждений социальной защиты населения для несовершеннолетних.
Педагогический опыт
воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
Волковой Натальи Александровны
«Социализация личности детей среднего и старшего возраста»
Актуальность и перспективность, значение для совершенствования реабилитационного процесса.
Актуальной проблемой современной жизни являются детская безнадзорность, беспризорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. В подавляющем большинстве случаев первой причины появления отклонений в поведение в детском возрасте служит социальная дезадаптированность ребенка. Дезадаптированность детей ведет к криминализации сознания, инфантилизму, иждивенчеству, агрессии. Растет число малолетних правонарушителей, наркоманов, подростков, не нашедших своего места в жизни. В этой ситуации все очевиднее становится то, что реабилитационный центр как социальный институт, через который проходят многие дети, обязан быть воспитывающим. Подростки, пришедшие к нам, не приучены включаться в жизнь группы и Центра, так как главным их интересом были улица, двор и неблагополучная обстановка в семье. Поэтому первоочередная задача - это включение каждого подростка с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и интересов в творческую деятельность группы.
К моменту выпуска из школы каждому необходимо обрести не только знания, но и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, воспитать своих детей, грамотно отстаивать свои гражданские права и т.д.
Это и побудило разработать мною учебно-воспитательную программу для детей среднего и старшего школьного возраста «Сотвори себя сам».
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Важно в подростковом возрасте обрести не только знания, но и социальный опыт, которые помогут быстрее адаптироваться в обществе, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, отстаивать свои гражданские права. Исходя из этого содержание программы «Сотвори себя сам» – стимулирует развитие самостоятельности, потребности в общении, соотношении самооценки с реальностью.
Ведущая педагогическая идея вышеуказанной программы заключается в создании условий для формирования у воспитанников потребностей в самопознании, самоуверенности, самореализации.
Реализация ведущей идеи потребовала создание определенной системы работы по социализации личности подростков.
Теоретическая база опыта.
В основу теоретического опыта положены научно-методические разработки и рекомендации Ширяевой Т.Ф., Кулагиной О.В.
Технология опыта.
Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта:
демократизация жизни возрастной группы и формирование у несовершеннолетних готовности к самоуправлению.
Принципы реализации программы: принцип дифференциации, в воспитании учитываются возрастные и индивидуальные особенности подростка; принцип доступности изучаемого материала; последовательности и систематичности;наглядности; принцип связи обучения с жизнью; принцип ориентации на успех.
Программа «Сотвори себя сам» рассчитана на один год занятий. Занятия проводятся раз в две недели.
При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.
Содержание программы состоит из пяти блоков и может варьироваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа реализуется на коллективных занятиях. Работа включает следующие формы проведения теоретических и практических занятий: викторины, игровые обозрения, деловые игры, участие в творческих конкурсах.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в реабилитационный центр «Радуга» поступают в течение всего года, поэтому возникает необходимость индивидуальных занятий с воспитанником, чтобы он достиг уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.
Анализ результативности:
Целенаправленная работа дает возможность более эффективной работы с дезадаптированными детьми, расширит возможности для самореализации подростков.
Результатами работы считаю положительную динамику уровня воспитанности личности, повышение учебной мотивации у подростков и нацеленность на продолжение учебы в будущем.
Трудности:
- низкая познавательная активность детей;
- неосведомленность родителей (нет положительного примера, знания даются не регулярно.
Адресные рекомендации:
Программа «Сотвори себя сам» получила экспертное заключение ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» и была рекомендована для использования в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних Республики Мордовия.
Педагогический опыт
Сандиной Елены Николаевны
воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
«Воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому своей страны»
Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствовани
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.» признана актуальной и перспективной. Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
В целях повышения уровня гражданско-патри
Она направлена на социальную реабилитацию детей младшего школьного возраста посредством гражданско-патри
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Почувствует ли ребёнок привязанность к родной земле или отдалится от неё - это зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств «на все случаи жизни», требует постоянного поиска, умения изменяться и поспевать за жизнью.
Аксиомой звучат сегодня слова, что всё начинается с детства, с семьи. А что делать, если ребёнок временно отдалён от семьи?
Ведущая педагогическая идея программы заключается в формировании у воспитанников младшего школьного возраста умения жить среди людей, быть достойными гражданами своего государства.
Реализация ведущей идеи потребовала создание определённой системы мероприятий по формированию гражданско-патри
Теоретическая база опыта.
Правовой основой программы по гражданско-патри
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»; анализ научной литературы.
Технология опыта.
Целью опыта является: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.
Реализация поставленной цели в реабилитационном центре зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патри
Принципы реализации программы: принцип доступности; последовательнос
На сегодняшний день, мне бы хотелось выделить несколько форм и методов гражданско-патри
Программа «Мы вместе» адресована детям младшего школьного возраста.
При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения воспитанников в социально-реабил
Свою работу, по гражданско – патриотическому воспитанию, я разделила на 4 направления.
Анализ результативности.
Реализация данной программы позволит сформировать: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; его обычаям и традициям; к историческому прошлому Родины; общечеловеческие ценности; бережное отношение к родной природе.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
- низкая познавательная активность; ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабил
Адресные рекомендации.
Программа «Мы вместе!» получила экспертное заключение МРИО и была рекомендована для использования в специализированн
Педагогический опыт
Ожигановой Олеси Сергеевны
педагога-психоло
«Выбор есть всегда»
Актуальность и перспективность. Значение программы для совершенствовани
Несмотря на положительные тенденции в развитии общества, понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства и именно подрастающее поколение находится, в трудной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Дети, находящиеся под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Как пример – наркотизация, подростков позволяющая спрятаться от действительности
Подростковый возраст, который характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивая себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости, стремятся познать новые чувства, исследовать свой внутренний мир и для этого могут прибегнуть к употреблению психоактивных веществ. Наркотические вещества могут использоваться ими как способы ухода от тяжелых проблем во взаимоотношениях
Особая опасность употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте заключается в том, что указанный контингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее попадает в болезненную зависимость.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в рамках профилактической деятельности с воспитанниками реабилитационног
Данная программа направлена, прежде всего, на профилактическое воздействии воспитанников. Механизм реализации направлен на то, чтобы, используя различные формы занятий сформировать у подростков навыков самостоятельного принятия решений, умению противостоять давлению, преодоление стрессовых ситуаций, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а так же проблем общения.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Дети, поступившие в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» чаще всего уже имели или имеют опыт употребления алкогольных напитков, сигарет, одурманивающих веществ. Помимо того, что все дети поступают в учреждения педагогически запущенными, у них есть предрасположенно
В связи с выявленной тенденцией, а также исходя из специфики и направленности учреждения, была разработана программа профилактики употребления ПАВ несовершеннолетн
Ведущая педагогическая идея вышеуказанной программы заключается в стремлении детей младшего и старшего подросткового возраста к здоровому образу жизни, получение воспитанниками адекватных знаний по вопросам употребления ПАВ и проявление других аддикций (зависимость), создание благоприятного эмоционально - психологического климата в социальном учреждении.
Реализация ведущей идеи потребовала создание определенной системы работы по формированию негативного отношения к вредным веществам.
В рамках профилактической программы при поступлении в учреждении с воспитанниками проводится мониторинг с целью исследования характера преобладающих в их сознании представлений относительно социальных и медицинских последствий употребления ПАВ. На основе полученных результатов определяются мифические (искаженные) представления детей и подростков, нуждающиеся в корректировке. В процессе профилактической работы осуществляется их коррекция, а также формирование отношения к своему здоровью как к ценности. А также осуществляется консультирование педагогических работников учреждения в вопросах современных технологий, форм и методов работы по профилактике употребления детьми ПАВ.
Система построения моей работы в направлении пропаганды здорового образа и профилактики вредных привычек у подрастающего поколения строится следующим образом. К началу учебного года составляется годовая циклограмма работы по здоровому образу жизни. В неё включены следующие разделы: информационно – просветительская работа, диагностика «Сформированност
Далее планируются тематические беседы в соответствии с планом учреждения и на основании этого составляется, план работы психолога на год с учетом и других направлений.
Теоретическая база опыта.
Основой для составления программы послужили разработки и методические рекомендации следующих авторов: Н. А Сирота, Н. В. Яковлевой, В. М. Ялтонского.
Как нарушение процесса социализации, алкоголизация и табакокурение рассматривается такими известными российскими учеными, как А.А. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д. Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова. Психолого-педаго
Технология опыта.
Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта:
Формирование отрицательного отношения к употреблению вредных веществ.
В программе решались задачи формирования навыков преодоления эмоционального стресса; развития новых, более адаптивных навыков поведения в проблемных ситуациях; формирование навыков принятия решения и поведения в ситуациях психологического давления; расширение диапазона поведенческих реакций в различных проблемных ситуациях; обучение способам анализа конфликтных ситуаций; осознание различия поведения в конфликте и конфликтного поведения
Принципы реализации программы:
1.Принцип системности;
2.Принцип стратегической целостности;
3.Принцип многоаспектности
4. Принцип ситуационной адекватности профилактической
деятельности;
5.Принцип динамичности;
6. Принцип полимодальности и максимальной дифференциации.
Данная программа рассчитана на детей младшего и старшего подросткового возраста. Занятия проводятся в группах по 6 - 10 человек, продолжительност
При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабил
Реализация данной программы состоит из 3 этапов: диагностический этап, практический этап и этап контрольной диагностики.
Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и может оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированн
В работе с подростками девиантного поведения применяю разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаю следующие:
Метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
Метод переключения (занятия подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Формы: лекционные занятия; тренинги; индивидуальные и групповые консультации; тесты и анкетирование; диспуты; родительские лектории; ролевые игры; рефераты; просмотр учебных фильмов; экскурсии; конкурсы; беседы; встречи.
Анализ результативности
В ходе целенаправленной работы подростки научаться получать необходимую информацию о себе самом, знать способы получения такой информации, быть готовыми к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, иметь навыки саморегуляции, стремление к личностному росту, самопознанию, саморазвитию, свободно выражать свои мысли, чувства и переживания, осознанное стремление к здоровому образу жизни, осознанное отношение к проблеме зависимости, овладеют навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии, адекватно воспринимать окружающую действительность
Результатами работы считаю снижение численности воспитанников употреблявших алкоголя, наркотиков, табачных веществ
Трудности:
- подростки поступают в Центр уже с привязанностью к употреблению ПАВ: курение, алкоголизм и наркомания, что усложняет профилактическую работу, что у;
- не сформированность навыка активной психологической защиты от вовлечения подростков в асоциальную деятельность,
- неосведомленност
Адресные рекомендации.
Программа «Выбор есть всегда» получила экспертное заключение ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» и была рекомендована для использования в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетн
Педагогический опыт
Харитоновой Елены Валентиновны
воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего школьного возраста»
Актуальность и перспективность. Значение программы для совершенствовани
Здоровье людей относится к числу главных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения в России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Концептуальность этой проблемы обусловлена ухудшением здоровья подрастающего поколения.
Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Но, к сожалению, семья для детей, попавших в учреждение социального обслуживания, не является местом формирования и укрепления здоровья, так как основной контингент воспитанников - это дети из неблагополучных семей. Вследствие этого - неудовлетворител
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Главная цель моего педагогического опыта - формирование у подростков основ здорового образа жизни. Особую значимость эта проблема приобретает для детей, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. Дети поступают в реабилитационный центр из социально неблагополучных семей и, не смотря на подростковый возраст, у многих из них отсутствуют элементарные знания о том, что такое здоровье человека, навыки гигиены, забота о своем здоровье, низкий интерес к спорту, соблюдение режима дня. Около 80% имеют стаж курильщика более 3-х лет, у некоторых подростков был опыт употребления ПАВ.
Теоретическая база опыта.
Теоретической базой моего опыта являются программы: «Педагогика здоровья» под редакцией В. Н. Касаткина, «Программа психо-профилакти
Технология опыта.
Для достижения основной цели в своей работе использую следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педаго
- эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом тестирование детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
В процессе реализации ведущей идеи стремлюсь отказаться от широкого использования на занятиях метода «запугивания», или «устрашения», как совершенно неэффективного для воспитанников. С этой целью применяю деятельностный подход, что позволяет реализовать новую методику-накопле
Структура программы состоит из четырех модульных блоков и может варьироваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Механизм реализации программы включает в себя проведение теоретических и практических занятий, диспутов, КВН, викторин, выступлений агитбригад, уроков – тренингов, участие в городских и республиканских конкурсах.
Анализ результативности
В процессе педагогической деятельности мною предусмотрено проведение диагностической работы, которая позволяет оценивать эффективность формирования у воспитанников основ здорового образа жизни.
Результатом работы является сформированность ответственного ценностного отношения к здоровью. Оно включает:
- отношение к здоровью как к ценности;
- формирование представления о себе как о здоровом человеке;
- способность использовать в повседневном поведении полученную информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;
- конкретные привычки здорового образа жизни.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
-биологические факторы (включая наследственность
-экологические,
-социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и т .п.).
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Программа «Уроки здоровья» получила экспертное заключение МРИО и была рекомендована для ГКУСО РМ «Социально-реаби