Дети и подростки с ограниченными возможностями не менее талантливы и одаренны, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальные условия, помощь и поддержка.
Не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут посещать школу. Круг общения их сужен и замкнут. Сотрудники отделения реабилитации детей и подростков ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск» позволяют реализовать имеющиеся у них потенциальные возможности.
Индивидуальная работа с каждым – это одна из особенностей занятий с детьми-инвалидами. В ходе занятий сотрудники отделения учитывают уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания разрабатывают адаптированную программу.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами соблюдаются следующие условия:
- замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;
- оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
- опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
- дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
Главной целью развития каждого ребенка, является освоение социального опыта, включение в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков.
Также очень важно в развитии ребенка – приобщение его к творчеству. Этим мы не только даем знания, но и обогащаем мировоззрение ребенка, эстетически развиваем ребенка.
Занятия творчеством помогают снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов. А также помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им.
Таким образом, процесс творческой реабилитации в отделении протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения.