Консультация психолога: Памятка родителям по правовому воспитанию
Ребёнок будет уважать права других людей, если с его права будут считаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются права ребёнка
- Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
- Когда его потребности игнорируются.
- Когда по отношению к ребёнку наблюдаются случаи насилия или унижения.
- Когда нарушается неприкосновенность ребёнка.
- Когда ребёнка изолируют.
- Когда ребёнка запугивают.
- Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
- Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.
- Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.
- Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
- Когда ребёнок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
Как реагирует ребёнок на нарушение своих прав
- Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, бьется, замыкается в себе и т.д.)
- Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
- Он часто бывает в плохом настроении.
- Может сбежать из дома.
- Может принимать наркотики или алкоголь.
- Может делать попытки суицид (покушения на свою жизнь).
Что родители могут сделать для своего ребёнка
- Понять, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.
- Научить его говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
- Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.
- Находить время для искреннего разговора с ребёнком каждый день. Делиться с ребёнком своими чувствами и мыслями.
- Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.
- Привлекать ребенка для создания семейных правил.
Советы родителям
- Никогда не занимайтесь «воспитательной работой» в плохом настроении.
- Четко определите, что вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели. - Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
- Укажите ребёнку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил её.
- Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.
- Дайте ребенку почувствовать, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.
Вы должны знать
- С кем дружит ваш ребенок.
- Где проводит свободное время.
- Не пропускает ли занятия в школе.
- В каком виде или состоянии возвращается домой.
Не позволяйте детям
- Уходить из дома на длительное время.
- Ночевать с малознакомым для вас человеком.
- Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой насильственных действий взрослых.
- Оставаться надолго дома без присмотра взрослых.
- Хранить чужие вещи.
Вы обязаны заметить и отреагировать, когда…
- В доме появились чужие вещи (выясните, чьи они).
- В доме есть запах жженой травы или синтетических веществ.
- В доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, испачканные бинты, закопченная посуда.
- В доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует).
- В доме слишком часто является запах средств бытовой химии - растворителей, ацетона и т.д.
- Состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость.
Уважайте права и свободы ребёнка, соблюдайте их и всеми силами содействуйте их осуществлению. Берегите детство!