Гармонизация детско-родительских отношений
Благоприятными факторами гармоничного развития личности ребенка, обуславливающими его взаимоотношения с родителями являются: искренний интерес к его делам, проявление эмпатии по отношению к его эмоциям и чувствам, разделение интересов, а также понимание актуальных проблем, потребностей, мечтаний и желаний своего ребенка. Нарушение родительской позиции, ее внутренней логики развития, не соответствующей позиции ребенка, ограничивают процесс гармоничного развития, изначально задавая неверное направление социализации, что приводит в итоге к прямо-противоположному результату родительства - воспитанию дезадаптированного ребенка, неготового к полноценной жизни в обществе. В таких случаях, даже если дети, обладая в силу возраста высокими компенсаторными способностями, какое-то время сопротивляются неадекватному родительскому воздействию, но как только запас внутренней «прочности» этих детей подходит к концу, происходит слом внутренней защиты и ребенок начинает очень сильно отставать в своем психическом и личностном развитии от сверстников. У родителей возникает потребность в помощи извне. Одним из выходов из этой ситуации является обращение к специалистам.
С января 2017 года в ГКУ «Социальная защита населения, в рамках проекта «Наши дети – наш успех!» психолог отделения срочной службы проводит диагностику детско-родительских отношений, цель которой раннее выявление проблем во взаимоотношениях родителей и детей, нарушение воспитательной функции семьи. Специально подобранные методики предназначены для изучения влияния родителей на воспитание ребенка и поиска ошибок в родительском воспитании. Тесты позволяют диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушение при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.
Диагностика детско-родительских отношений подразумевает определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.
Диагностику прошли семьи с детьми, входящие в целевую группу проекта «Наши дети – наш успех!». По результатам тестирования были даны рекомендации родителям об изменении стиля воспитания детей и методах коррекции их поведения. В дальнейшем результаты диагностики будут учитываться психологом в работе с конкретной семьей, входящей в целевую группу проекта.