Отделении ранней помощи ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск» информирует

Отделении ранней помощи ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск» информирует

Обследование развития ребенка проводится в отделении по специальной методике. Методика оценки уровня развития детей до 16 месяцев (Шкала KID) и до 3,5 лет (Шкала RCDI) основаны на подходе, широко используемом в мире в последние десятилетия:

- наблюдают и фиксируют элементы поведения сами родители;

- результаты сравниваются со статистическими характеристиками (нормами) для здоровых ровесников оцениваемого ребенка;

- обработка, накопление, анализ информации используют технологию компьютерных баз данных.

Такой подход решает проблему общедоступности. Оценка путем сравнения со стандартизованным образцом позволяет получить четко определенные количественные характеристики уровня развития ребенка.

Участие родителей, во-первых, обеспечивает наиболее полные и надежные данные о поведении ребенка; во-вторых, привлекает их внимание к поведению ребенка, порождает заинтересованность и побуждает больше заниматься с ребенком, т.е. полезно даже для благополучно развивающихся детей и, тем более, служит важнейшей предпосылкой успешности специальных развивающих занятий с ребенком, если они понадобятся.

Шкалы KID и RCDI предназначены для комплексной оценки психического и двигательного развития детей на основе ответов родителей (или тех, кто повседневно ухаживает за младенцем) на 252 пункта вопросника. Пункты описывают разнообразные типичные формы поведения детей, относящиеся к различным аспектам (областям) развития и легко наблюдаемые родителями или няней: движения частей тела, прием пищи, участие в одевании, проявление эмоций, внимания, любознательности, сообразительности, подражание, понимание простых указаний, издаваемые эмоциональные звуки и первые слова, контакт со взрослыми и т.д. Для каждого аспекта развития имеются пункты различной степени трудности, нормально осваиваемые детьми в разные периоды первых лет жизни.

Шкала KID и RCDI основаны на поведенческом взгляде на развитие: каждое новое приобретенное ребенком поведение рассматривается как повышение уровня его развития. Репертуар поведений здорового ребенка расширяется с возрастом, причем порядок освоения различных форм поведения довольно стабилен (по крайней мере, это можно утверждать об основных поведениях в каждой области – ребенок сначала садится, затем ползает на четвереньках, затем начинает ходить). Дети, по физиологическим или социальным причинам отстающие в развитии, в большинстве случаев осваивают различные поведения в таком же порядке, но позднее. И только если существенные физические, мозговые или сенсорные нарушения не позволяют ребенку освоить некоторые из описанных в шкале поведений, порядок развития может существенно нарушаться.

Шкала KID и RCDI, в отличие от большинства инструментов оценки уровня развития, опирается на данные, полученные от родителей, а не от специалиста. Преимущество родителей в том, что они наблюдают ребенка постоянно, в самых разных ситуациях, в то время как специалист должен оценить его за короткое время, часто в непривычной обстановке и т.д. Кроме того, в процессе ответов на пункты вопросника мать лучше узнает своего ребенка, усиливается ее интерес к вопросам развития.

Развитие ребенка оценивается путем сопоставления набранных баллов (числа пунктов в вопроснике, которые ребенок выполняет) со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки здоровых младенцев. В результате устанавливаются оценки возрастов развития младенца в нескольких областях («профиль развития») и общая степень отставания (если таковое выявлено).

Объем и качественный состав вопросника, представительная нормативная выборка и продуманная методика расчета и интерпретация оценок уровня развития обеспечивают их высокую статистическую надежность, хорошую чувствительность для отслеживания даже небольшой динамики развития при регулярном наблюдении детей.

Возрастные характеристики различных пунктов полезны для обучения специалистов и родителей: они позволяют оценить, в каком возрастном интервале нормально развивающийся ребенок может осваивать все перечисленные в шкале формы поведения.

Отделении ранней помощи ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск» располагается по адресу: г.Саранск, ул. Титова 133, Саранск тел. 8 (8342) 39-31-35