Общие рекомендации по восстановлению нарушенной речи у пожилых в рамках проекта «Оставаться самим собой: организация комплексного восстановления пожилых людей после травм и болезней как возможность вернуться к самостоятельной жизни»

Общие рекомендации по восстановлению нарушенной речи у пожилых в рамках проекта «Оставаться самим собой: организация комплексного восстановления пожилых людей после травм и болезней как возможность вернуться к самостоятельной жизни»

В ГБУ СОН РМ «Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов» проживают люди пожилого возраста, большинство из которых имеют нарушение речи после инсульта, черепно-мозговой травмы или других органических повреждений головного мозга. Афазия — это локальное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.

Восстановительная реабилитация должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи, но восстановительная работа в ней должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.
Необходимо вовлекать пожилого человека в общение. Даже если он молчит или говорит крайне неразборчиво. Если он будет вычеркнут из общения, то шансов на восстановление речи практически нет - просто потому, что речь восстанавливается только в процессе собственно общения. Можно давать пациенту слушать радио, телевизор, любимую музыку, петь песни, предлагая ему подпевать (хотя бы не словами, а просто звуком или мычанием).

Не стоит прерывать пожилых людей во время их попыток что-то сказать, даже если это тянется долго.

Также не стоит договаривать за человека или заканчивать фразы, начатые им, как бы помогая ему.

Пожилые люди с нарушениями речи с большим трудом понимают (или не понимают совсем) длинные и быстро произносимые предложения, поэтому желательно говорить короткими, простыми фразами, в медленном темпе, при необходимости повторяя уже сказанное, дополняя слова жестами или картинками.

Необходимо продолжать заниматься, даже если пожилой человек упорно молчит, отказывается от занятий и не отвечает на задаваемые вопросы. Можно работать хотя бы над пониманием обращённой речи: "Пожалуйста, возьми ручку", "Покажи мне, где лежит у тебя телефон?". У человека после перенесённого инсульта часто развивается депрессия, поэтому фон настроения может быть пониженным, так же, как и мотивация к деятельности. Именно этот факт надо учитывать тоже.

При продолжительности занятия надо ориентироваться на текущее состояние пожилого человека: как он себя чувствует, и какова его работоспособность сегодня. Если вы замечаете, что в ходе занятия стали часто возникать ошибки, неудачные ответы, речь стала совсем нечёткой, то это сигналы того, что пациент утомился, и занятие стоит прекратить или дать человеку время для отдыха.

В работе используются развернутые внешние опоры (картинки, предметы), используются методики, растормаживающие речевые функции.

Занятия обязательно заканчивать на позитивном моменте, ситуации успешности пожилого человека – это создаёт благоприятный психологический настрой, способствует укреплению уверенности в себе и эффективности реабилитации в целом.

Информацию подготовила логопед Ларионова Марина Викторовна