Личная безопасность ребенка
Обеспечение безопасности детей – это главная задача взрослого человека. Чем старше становится ребенок, тем больше у него свободы и тем чаще он остается без контроля родителей, воспитателей, учителей, особенно во время каникул. Поэтому так важно объяснить, как нужно действовать в той или иной опасной ситуации, и каким образом их можно предотвратить.
Многие родители уверены, что чем чаще они напоминают ребенку правила поведения в определенных ситуациях, тем больше вероятность, что он их запомнит и, конечно же, будет применять. Разумеется, само объяснение правил в доступной форме – очень важная информация для ребенка. Однако, гораздо важнее не только регулярно повторять, но и проигрывать ситуации вместе, тогда эти жизненно важные знания действительно будут служить надежной защитой от любых неприятностей.
Безопасное поведение – это умение правильно себя вести в различных ситуациях. Воспитание культуры безопасности в семье должно быть построено таким образом, чтобы дети не только «запомнили» информацию по безопасности, но и воспользовались ею. Любое правило безопасности должно быть осознанно и принято ребенком – только тогда оно станет действенным регулятором поведения (Это правило должно выполняться неукоснительно, так как от этого зависит мое и их здоровье и безопасность).
Ответственность родителя – требовать соблюдения правил детьми.
Кроме этого, еще одно важное условие безопасности ребенка – качество его взаимоотношений с родителями. Именно родители должны своим детям подавать пример безопасного поведения: от того, как они ежедневно показывают навыки личной безопасности, насколько они компетентны в вопросах воспитания культуры безопасности, и будет зависеть уровень культуры личной безопасности ребенка.
Поэтому все усилия по обучению навыкам безопасности будут сведены на нет, если родители сами в повседневной жизни пренебрегают правилами безопасного поведения.
Родителям необходимо помнить, что важно обучить ребенка максимальному набору компетенций безопасного поведения. Но они также должны понимать, что, к сожалению, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице или дома. Поэтому родители обязаны обучить ребенка действовать без паники. Умение не растеряться в критической ситуации – важный навык, который может уберечь от беды. Например, всем известно, что нужно делать при пожаре, вызвать пожарную службу по телефону «112». Это действие очевидно, но сможет ли ваш ребенок сделать это в реальности? Владеет ли он навыком вызова экстренных служб (набрать номер и сообщить информацию – фамилию, адрес, кратко описать ситуацию).
Многие опасные ситуации возникают еще и потому, что дети и взрослые нечетко представляют себе, что значит то или иное правило. Например, «незнакомый человек». Это понятие весьма расплывчато. Взрослым необходимо помнить, что дети доверчивы. Скажем, если взрослый назовет ребенка по имени, то ребенок может подумать, что этот взрослый его знает, следовательно, он – знакомый. Дети при инструктаже родителей могут обращать внимание на окончание «-ый» в слове «знакомый», рисуя в своем воображении именно мужчину. Поэтому любая девочка, а также женщина, бабушка при этом исключается из числа потенциально опасных «незнакомых» собеседников. Ребенку важно понимать, что «незнакомый человек» это человек, которого он не знает. То есть в эту категорию попадают: девочки, мальчики, юноши, женщины, мужчины, пожилые женщины и пожилые мужчины. Поэтому на любые попытки незнакомого человека завести разговор дети должны отвечать: «Сейчас спрошу у родителей», отойти на безопасное расстояние (более метра) и позвать взрослых.
Еще одно распространенное правило, связанное с незнакомцами,- никогда и никуда не ходить с незнакомыми людьми. К примеру, если новый мальчик на детской площадке рассказывает, что в соседнем дворе веселее, и предлагает сходить посмотреть, - необходимо отказаться. Важно также рассказать ребенку, что он не обязан помогать незнакомому человеку, даже если этого требует общественная мораль.
Например, милая старушка просит помочь ей донести сумки до квартиры. Конечно, воспитанный ребенок захочет помочь бабушке. Но безопаснее буде посоветовать пожилой женщине попросить помощи у взрослых и позвонить родителям, отойдя на безопасное расстояние. Еще одна распространенная ситуация с личной безопасностью: как только дети начинают вместе с родителями посещать общественные места, риск потерять друг друга из виду возрастает. Еще одно правило безопасности в общественных местах – «Я всегда должна знать, что ты находишься рядом». Ребенок должен быть всегда на виду, а при большом скоплении народа держаться за руку родителя. «Рядом» - это на расстояние не более вытянутой руки.
Родителям необходимо проигрывать ситуацию постоянно, когда они в магазине или общественном месте. То есть выполнять (а не только напоминать): «Ты рядом? Проверим?» и протягивать руку друг другу, проверяя расстояние между вами.
Таким образом, обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни, поэтому родители должны быть примером для своих детей. Взрослые должны помнить, что их неравнодушие к правилам безопасности и обучение ребенка навыкам самопомощи может спасти ему жизнь.
Примеры навыков личной безопасности, наиболее актуальные в определенных возрастах.
Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет):
- Ребенок должен уметь сказать или даже крикнуть «нет» любому взрослому. Родители могут дома тренировать этот навык с ребенком в игровой форме.
- Приучите вашего ребенка, чтобы он всегда спрашивал разрешения у вас принять подарок взрослого.
- Ребенок должен знать следующую информацию о себе: домашний адрес, телефон, имена и фамилии родителей, телефоны родственников и т.п.
- Родители, общаясь с ребенком, должны знать, чем он увлечен, что он любит делать на досуге, есть ли у него друзья и что является основой их дружбы.
- И главное, что необходимо знать детям: никто не имеет права заставлять ребенка хранить что-либо втайне от родителей.
Старший дошкольный (6-7 лет) и младший школьный возраст (7-10 лет):
- Научите ребенка, к кому он может обратиться за помощью (полиция, охранники, продавцы в магазине, соседи и т.д.)
- Если ребенок уже сам гуляет во дворе дома, приучите его, чтобы он все время оставался с приятелями.
- Объясните ребенку, что в нашем мире существуют взрослые, которые совершают противоправные действия, и что такие люди находятся вне закона. Расскажите ребенку, что злоумышленники могут внушать доверие. Поэтому выучите правила:
- взрослые никогда не обращаются к чужим детям ни за помощью, ни с какими-то предложениями;
- ребенок имеет право игнорировать всех посторонних и, конечно же, отказывать им в просьбе «донести сумки», «помочь найти потерявшегося котенка»;
- ребенок должен при любых просьбах или видах подкупа со стороны незнакомцев (конфеты, подарки) обязательно оповещать об этом родителей.
- Научите ребенка специальным словам, например: «Отпусти меня, я тебя не знаю», «Помогите! Я не знаю этого человека», - и действиям самопомощи, например убегать.
- Если ребенок уходит из дома в ваше отсутствие, приучите его оставлять информацию о том, куда и к кому он идет и когда намеревается вернуться. Вы должны знать адреса и телефоны его друзей, чтобы при необходимости быстро с ними связаться. Хорошо, если у ребенка есть свой сотовый телефон.
- Объясните ему, что ради спасения жизни можно нарушить все правила приличия и нормы поведения и применить все приемы самообороны, доступные в конкретной ситуации.
- Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения (например, время нахождения за компьютером, не выдавать личную информацию чатов, регистрационных форм, личных профилей и т.п.). В этом возрасте не рекомендуется иметь свой собственный электронный почтовый ящик, достаточно пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.
Подростковый возраст (11-18 лет)
В этом возрасте родителям рекомендовано разделить все требования по безопасности на три группы.
- К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени; всегда оставлять информацию о том, куда и к кому идешь и когда намереваешься вернуться; не соглашаться на личные встречи с друзьями по Интернету, не уведомив родителей об этом, и проч.)
- Ко второй группе относятся требования, выполнение которых родители готовы обсуждать (сколько времени проводить за компьютером; как распоряжаться своими деньгами; в какой форме выражать свои убеждения и мировоззренческие позиции).
- К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но родители готовы оказать ему помощь советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать, как планировать свое время).
Психолог ГКУ СЗН Е.Кибакова