«Я не художник, я только учусь!»: курсы изо-терапии и виртуальные экскурсии по галереям для пожилых людей
ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г. о. Саранск» продолжает совершенствовать деятельность с гражданами старшей возрастной категории по профилактике нарушений когнитивных функций (деменции).
В 2019 году специалистом по социальной работе разработана программа по внедрению арт-терапевтических занятий "Познай себя в творчестве", которая с успехом апробируется в условиях отделения дневного пребывания пенсионеров и инвалидов. В рамки данной программы включен курс изо-терапии «Я не художник, я только учусь!», предусматривающий обширный план культурно-тематических мероприятий.
Особое внимание пожилых людей привлекли виртуальные экскурсии по залам Государственной Третьяковской галереи и просмотры презентационных программ из цикла «История русской живописи».
Абсолютно всем участникам пришлось по душе великолепие шедевров изобразительного искусства, проявлен интерес к автобиографическим фактам из жизни великих мастеров. В комфортных условиях отделения так же сказывалось удобство в восприятии художественных произведений. Самые любознательные, из числа посетителей, испытывали желание посещать музеи и выставочные залы города всем коллективом, чтобы воочию вдохновляться атмосферой творчества.
«Уроки рисования» оказались весьма занимательными для большинства участников. Зрелые «художники», имеющие представление о методах арт-терапии и опыт деятельности в области изобразительного искусства охотно контактировали со специалистом и членами изо-группы, давали советы, делились информацией.
На практических курсах наблюдалась тенденция к постепенному развитию интереса к выполняемой работе в группе среди неопытных рисовальщиков, которые впервые в своей жизни взяли кисть, краски, карандаши. Изначально имелась вероятность столкнуться с трудностью вовлечения конкретных лиц к занятиям по изо-терапии. Так же были, озвучены высказывания по поводу нежелания заниматься мазней: «Мы же - не дети!». Причиной тому могли послужить различные психологические факторы (смена настроения, недомогания, проявление негативизма и т.д.). Однако при индивидуальном подходе это явление было «сглажено», действия скорректированы в нужном направлении. В связи с этим, специалистом предприняты попытки найти компромиссное решение, например, в виде раскрашивания карандашами уже готового рисунка, рисование красками картин по номерам, и т.п. Другой вариант: пожилому человеку было предоставлено право выбора - изменить тематику занятия по желанию, либо стать пассивным участником, подмечая действия других. В результате под чутким контролем посетители отделения дневного пребывания были заинтересованы творческим делом.
Наблюдалась позитивная реакция на готовый плод своей деятельности. Пожилые «живописцы» с гордостью показывали друг другу свои «произведения», улыбались, оживленно общались на тему искусства. В самом процессе творчества абсолютно все участники увидели много новых положительных сторон, что естественным образом повлияло на их эмоциональный фон, общее самочувствие. Креативная выставка работ «Я не художник, я только учусь!» доставила немало добрых эмоций и отличалась хорошим чувством юмора.
Следует отметить интерес пожилых граждан к использованию наглядных материалов (иллюстраций, книжных изданий, брошюр и др.). Восхищение и радость от приобщения к миру прекрасного прослеживалась на протяжении всего курса изо-терапии. Пожилым людям понравилось участливость со стороны персонала, одобрение. Даже легкая критика являлась не уместной во всех занятиях с представителями старшего поколения. Важно отметить, что вся работа корректировалась под желания конкретного пожилого человека, стремясь найти индивидуальный подход к каждому члену группы.
Действие изо-терапии бесспорно приводит к наилучшим показателям в профилактике когнитивных нарушений (деменции). Исходя из положительных результатов деятельности в рамках программы, можно сделать вывод о том, что выявление и поддержание творческого потенциала является одним из важных факторов работы с гражданами старшей возрастной категории.