Консультация психолога: Памятка родителям по правовому воспитанию
		Ребёнок будет уважать права других людей, если с его права будут считаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются права ребёнка
- Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
 - Когда его потребности игнорируются.
 - Когда по отношению к ребёнку наблюдаются случаи насилия или унижения.
 - Когда нарушается неприкосновенность ребёнка.
 - Когда ребёнка изолируют.
 - Когда ребёнка запугивают.
 - Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
 - Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.
 - Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.
 - Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
 - Когда ребёнок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
 
Как реагирует ребёнок на нарушение своих прав
- Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, бьется, замыкается в себе и т.д.)
 - Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
 - Он часто бывает в плохом настроении.
 - Может сбежать из дома.
 - Может принимать наркотики или алкоголь.
 - Может делать попытки суицид (покушения на свою жизнь).
 
Что родители могут сделать для своего ребёнка
- Понять, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.
 - Научить его говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
 - Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.
 - Находить время для искреннего разговора с ребёнком каждый день. Делиться с ребёнком своими чувствами и мыслями.
 - Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.
 - Привлекать ребенка для создания семейных правил.
 
Советы родителям
- Никогда не занимайтесь «воспитательной работой» в плохом настроении.
 - Четко определите, что вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
 - Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. 
Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели. - Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
 - Укажите ребёнку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил её.
 - Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.
 - Дайте ребенку почувствовать, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.
 
Вы должны знать
- С кем дружит ваш ребенок.
 - Где проводит свободное время.
 - Не пропускает ли занятия в школе.
 - В каком виде или состоянии возвращается домой.
 
Не позволяйте детям
- Уходить из дома на длительное время.
 - Ночевать с малознакомым для вас человеком.
 - Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой насильственных действий взрослых.
 - Оставаться надолго дома без присмотра взрослых.
 - Хранить чужие вещи.
 
Вы обязаны заметить и отреагировать, когда…
- В доме появились чужие вещи (выясните, чьи они).
 - В доме есть запах жженой травы или синтетических веществ.
 - В доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, испачканные бинты, закопченная посуда.
 - В доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует).
 - В доме слишком часто является запах средств бытовой химии - растворителей, ацетона и т.д.
 - Состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость.
 
Уважайте права и свободы ребёнка, соблюдайте их и всеми силами содействуйте их осуществлению. Берегите детство!