Какие государственные органы занимаются защитой прав потребителей - когда и как к ним можно обратиться?

Предполагается, что свободный рынок с присущей ему конкуренцией должен обеспечить качество товаров и услуг, но далеко не всегда это так. В магазине продали пылесос, который не работает, или продукты с истекшим сроком годности, в квартире плохо сделали ремонт. В подобные ситуации хотя бы раз попадал каждый.
Можно и нужно отстаивать свои права, требуя компенсации – такую возможность предоставляет Закон РФ о защите прав потребителей. Согласно данному закону, потребителями являются физические лица, делающие покупку в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Защитой прав потребителей занимаются специальные организации. В них может обратиться любой гражданин, если его права в качестве потребителя были нарушены.
#1 Суд
В суде может быть рассмотрено любое нарушение прав, в том числе и такое. Обращение в суд – весьма удобный вариант:
- Не требуется платить госпошлину.
- Взыскать с недобросовестного продавца можно не только деньги в соответствии с договором, но и неустойку, а также штраф в размере 50% от суммы требований, которые были удовлетворены.
- Есть возможность возместить ряд расходов – в частности, на услуги юриста, а также получить компенсацию морального вреда.
Заявление в суд подают по месту жительства или пребывания истца или по месту нахождения ответчика. К нему прилагается договор, документ, подтверждающий факт оплаты и подробные описания того, как именно были нарушены права потребителя.
#2 Полиция
Не всякий факт нарушения прав потребителя относится к сфере деятельности полиции, но если есть основания полагать, что имело место мошенничество со стороны продавца, обратиться туда можно и нужно. Нужно заполнить заявление. Оно должно содержать следующее:
- подробное описание всех обстоятельств происшедшего;
- просьбу о проведении проверки согласно cт. 140, 141 УПK PФ;
- просьбу о возбуждении уголовного дела в случае обнаружения состава преступления, предусматриваемого cт. 159 УK PФ;
- просьбу уведомить о результатах.
Подать такое заявление можно в дежурной части любого отделения, место жительства заявителя значения не имеет – его обязаны принять.
#3 Роспотребнадзор
Роспотребнадзор проводит проверки согласно утвержденному плану, но наряду с ними может осуществлять и внеплановые проверки по заявлениям потребителей. В этот орган можно подать жалобу на незаконные действия продавца.
Роспотребнадзор не может разрешить конфликт между потребителем и продавцом непосредственно, но по заявлению покупателя он произведет внеплановую проверку или экспертизу качества товара, даст заключение. Если при этом будут выявлены нарушения закона, данное ведомство наложит штраф на компанию или индивидуального предпринимателя.
#4 Федеральная антимонопольная служба
Сфера деятельности данной службы – антимонопольное законодательство, речь идет об услугах, цены на которые регулируются тарифами:
- газоснабжение,
- водоснабжение,
- канализация,
- электроснабжение,
- отопление.
Например, можно обратиться в ФАС, если водоснабжающая компания отказала в подключении дома к водопроводу, ссылаясь на недостаток мощности, но при этом соседние дома подключены.
#5 Общество по защите прав потребителей
Эта общественная организация, главная задача которой – просветительская деятельность, здесь граждане могут получить информацию о своих правах и их защите. Ее представители окажут помощь пострадавшему потребителю:
- проанализируют договор;
- проведут экспертизу;
- направят претензию в суд или в иные органы.
Иногда можно обратиться и в другие организации. Например, если претензии касаются начисления коммунальных платежей управляющей компанией, поможет Госжилинспекция, а на некачественные медицинские услуги можно жаловаться в Департамент здравоохранения.
Как обратиться
Столкнувшись с нарушением своих прав как потребителя, в первую очередь, нужно попытаться разрешить конфликт мирным путем. Принести некачественный товар в магазин, где он был куплен, вежливо побеседовать с продавцом или менеджером, объяснить, почему вы считаете эту вещь непригодной, попросить возвратить деньги или заменить товар. В ряде случаев компании идут навстречу недовольным потребителям.
Если же исчерпать конфликт таким способом не удалось, нужно изложить свои претензии в письменной форме, указав следующее:
- свою фамилию, имя и отчество;
- причину обращения;
- требования (замена товара, возврат денег);
- срок исполнения требований.
Такая жалоба пишется в двух экземплярах, один из которых вручается сотрудникам компании. При этом необходимо, чтобы они поставили отметку о принятии на втором экземпляре. Не всегда сотрудники магазинов соглашаются принимать претензии. В таком случае ее нужно отправить по почте с уведомлением.
Права покупателей
В отличие от других участников гражданского оборота потребители обладают рядом дополнительных прав:
- на безопасность продукции. Это право на приобретения товара, который не представляет угрозы здоровью покупателя и его семье;
- информацию. Это сведения о производителе и его продукции;
- замену товара. Бракованный товар подлежит замене, также предусмотрен вариант возврат денег;
- возврат товара надлежащего качества. Изделие не подошло по форме, размеру, цвету и по другим характеристикам.
При подаче заявления о возмещении убытков необходимо приложить к нему следующие документы: договор, квитанцию об оплате и описать, каким образом продавец нарушил права покупателя. Вы можете ссылаться на аудио- или видеозаписи, показания свидетелей, а также другие источники и доказательства.
В дополнение к сумме, которая указана в договоре, покупатель может потребовать выплаты неустойки и штрафа. Она не может превышать половины от суммы удовлетворенных требований. Также подлежат компенсации расходы на услуги адвоката, почтовые расходы, а также другие затраты, утвержденные законодательством.
При обращении в ту или иную организацию к письменной претензии нужно приложить копии чека, гарантийных талонов, квитанции.