Те годы позабыть нельзя

Те годы позабыть нельзя

Есть даты, которые никогда не сотрутся из памяти: 9 мая 1945 года, 22 июня 1941 года, 15 февраля 1989... И если первые две объяснять не нужно, то последнюю все-таки озвучим. В этот день, 28 лет назад, был выведен ограниченный контингент советских войск из Демократической Республики Афганистан. Закончилась длинная и непонятная война, участвовать в которой, повинуясь воинскому долгу, пришлось тысячам советских парней. В их числе был и Алексей Колесников. Сейчас его, конечно, уместнее называть Алексей Ильич. А тогда...
Зарубята - Гардез
В торбеевских Зарубятах, в простой крестьянской семье, рос Алешка Колесников. Учился в школе, потом в Беднодемьяновском сельхозтехникуме. А где-то уже грозно грохотал Афганистан. И матери призывников молились, чтобы их сыновья не попали служить в эту чужую, жаркую и опасную страну. Об этом думала и мама Алексея, Анна Ильинична, когда осенью 1983 года ее сын был призван на срочную службу Торбеевским РВК. Дальше был Ашхабад. Там в учебке Колесникова готовили нет, не к войне, к службе в ДРА. Получив звание младшего сержанта и умение водить БТР, Алексей Колесников оказался в Гардезе. Самое интересное, что служить ему пришлось не в советской, а в афганской армии, где советские офицеры числились советниками. Все командиры и часть солдат были местными. 
Как и все воины-афганцы, он не любит вспоминать годы службы. С высоты прожитых лет сейчас я понимаю, почему. Служба в составе «ограниченного контингента советских войск в ДРА была не «игрой в «войнушку». Эта была просто война. К ней нельзя подготовиться. И вчерашние мальчишки на своем горьком опыте научились понимать, что «шурави» не всегда означает друг.
С гораздо большим удовольствием Колесников вспоминает, как встретил в Афганистане земляков - Петра Волкова из Лопатина, Николая Нуянзина из Саранска. Николай служил переводчиком с фарси.
А мама не знала
Анна Ильинична Колесникова не знала, что сын находится в Афганистане. Домой, в Зарубята, приходили конверты с номером полевой почты. Чтобы не расстраивать мать, Алексей писал беззаботные письма о том, как ему хорошо служится, какие замечательные у него товарищи. И ни слова о том, какому риску он на своем БТР подвергается каждый день. Так получилось, что на срочной службе Колесникову пришлось встретить три новых года: 1984, 1985 и 1986. Лишь в самом конце 1985  он написал своему дяде и признался, что служит в ДРА. Тот, соответственно поделился секретом с Анной Ильиничной. И когда Алексей 9 января 1986 года вернулся домой, получил от матери хорошую взбучку. Радости не было предела, но и ругала сына крепко, за то, что ничего ей не сказал.
Зарубята - Зубова Поляна
Демобилизовавшись, Алексей перебрался жить в Зубову Поляну. Как он сам говорит, приглянулся ему наш поселок. Хотя и до Беднодемьяновска, ныне Спасска, от Зарубят рукой подать. Почти двадцать лет он работал водителем в управлении сельского хозяйства - возил и М.Я. Иванкова, и П.В.Кузьмина. А в годы непонятных экономических преобразований оказался не у дел и уехал в Москву, где работает охранником на военном заводе. Вот уже восьмой год А.И.Колесников меряет время вахтами: две недели в столице, две недели дома. А 15 февраля, каждый год, надев награды, среди которых есть и медаль «За боевые заслуги», он встречается с воинами-интернационалистами, которые уже давно называются ветеранами, чтобы вспомнить, как это было и почтить память тех, кого уже нет.