Памятка для родителей "Профилактика случаев семейного неблагополучия"

Памятка для родителей "Профилактика случаев семейного неблагополучия"

ГКУ «Социальная защита населения по Ардатовскому району РМ» информирует, что одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации. В период испытаний, нестабильности (безработица, низкая зарплата, рост цен на продукты питания, коммунальные услуги и др.) ухудшается психологический климат в семьях, увеличивается количество случаев неблагополучия. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни. Неблагополучная семья – это неблагополучие по отношению к ребенку.
Возможные причины случаев неблагополучия в семье
• Семья растит ребенка, избалованного родительской любовью. Это может сформировать личность ребенка с неоправданно растущими потребностями, не знающего отказа, в конечном счете, невозможностью удовлетворения растущих потребностей Следствие – конфликтное отношение к родителям и обществу; Семья (в т. ч. многодетная) может воспитать не только дружных, любящих и уважающих друг друга и родителей детей, но и педагогически запущенных, с асоциальным поведением при недостатке внимания и контроля со стороны родителей (например, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь детей не организована).
• Семья с низким материальным положением (по различным причинам: безработица, низкая зарплата, неумение строить бюджет семьи, алкоголизм и др.). Это приводит к тому, что дети лишены необходимых материальных благ, досугов. В некоторых случаях имеет место быть эксплуатация детей в качестве добытчиков средств, отрыв от учебы, вовлечение в попрошайничество и противоправную деятельность, приносящую семье доход.
• Семья с нарушенными (неблагоприятными) семейными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Следствием может стать нарушение психического состояния ребенка, изменения в поведении (нервозность, агрессия, замкнутость, апатия и др.), уход из дома.
• Семья, умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находят себя вне дома, детского сада и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях и др. Следствие – асоциальное и антисоциальное поведение, употребление алкоголя, наркотических средств, совершение противоправных действий и преступлений.
• Семьи с жестоким обращением родителей с детьми по разным причинам: недовольство ребенком (из-за завышенных требований), индивидуальные особенности личности родителей (деспотизм, жестокость, отклонения в психике, депрессия и др.). Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, нарушает процесс социализации в обществе сверстников и взрослых, провоцирует нарушения в развитии и здоровье.
• Семьи, где родители фактически не занимаются воспитанием и развитием детей, обеспечивая им материальные блага и комфортные условия существования. Функцию воспитания, развития и образования детей они «перекладывают» на дошкольные организации, школы. Следствие – нарушение в развитии ребенка, педагогическая «запущенность», депрессия, поиск «интересов» и «понимания» вне дома.
Профилактика случаев неблагополучия в семьях
• Дети в семье воспитываются в атмосфере любви, доброжелательности, взаимопонимания, взаимоуважения.
• Родители принимают ребенка таким, каков он есть, и способствуют его всестороннему развитию.
• Воспитание и развитие ребенка осуществляется с учетом его возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.
• Воспитание ребенка осуществляется на основе, принятых в обществе моральных принципов, нравственных норм и правил поведения.
• Родители демонстрируют положительный пример поведения – модель для подражания ребенком.