Результаты годового мониторинга качества финансового менеджмента в отношении государственных учреждений, подведомственных Минсоцтрудзанятости Республики Мордовия за 2024 год

Результаты годового мониторинга качества финансового  менеджмента в отношении государственных учреждений, подведомственных Минсоцтрудзанятости Республики Мордовия за 2024 год

Министерством социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (далее – Министерство) проведен мониторинг качества финансового менеджмента в отношении государственных учреждений, подведомственных Министерству (далее – подведомственные учреждения), за 2024 год.
Качество финансового менеджмента подведомственных учреждений оценивалось в соответствии с требованиями Порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента в отношении государственных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, утвержденного приказом Министерства от 30 декабря 2020 г. № ОД-399 по следующим направлениям:
казенные учреждения:
- оценка качества управления расходами республиканского бюджета Республики Мордовия на обеспечение выполнения возложенных функций;
- оценка качества ведения учета и составления бюджетной отчетности;
- оценка качества организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
- оценка качества управления активами;
бюджетные учреждения:
- оценка качества управления расходами республиканского бюджета Республики Мордовия;
- показатели качества управления доходами, полученными от приносящей доход деятельности;
- оценка качества ведения учета и составления бухгалтерской отчетности;
- оценка качества организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
- оценка качества управления активами.
Доля первого направления оценки казенных учреждений в общей оценке составляет 58,4%, доля первого и второго направления оценки бюджетных учреждений – составляет так же 58,4% (первый – 49,4%, второй – 9%); доля третьего и четвертого направлений составляет 15,6%, пятого направления – 10,4%. Таким образом, максимально возможное количество баллов составляет 100.
Мониторинг качества финансового менеджмента проведен путем расчета показателей в соответствии с приложением 3 к вышеуказанному Порядку
на основании данных и информации, представляемой в соответствии с настоящим Порядком.
Показатели качества финансового менеджмента за 2024 год рассчитаны по 40 подведомственным учреждениям.
При расчете отдельных показателей учитывались особенности, влияющие на качество финансового менеджмента и при этом независящие от каких-либо действий подведомственных учреждений.

1. Оценка качества управления расходами республиканского бюджета Республики Мордовия на обеспечение выполнения возложенных функций.

По данному направлению при оценке казенных учреждений учитывались данные актов проверок, предписания контрольных (надзорных) органов, данные годовой бюджетной отчетности (в том числе: доля неиспользованных на конец года бюджетных ассигнований и наличие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности).
При оценке бюджетных учреждений учитывалось количество внесенных изменений в план ФХД, выполнение государственного задания, а также данные годовой бюджетной отчетности.
Мониторинг показал, что практически во всех подведомственных учреждениях по состоянию на 31.12.2024 г. отсутствовала просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, все без исключения бюджетные учреждения в течение года вносили изменения в план ФХД (от 8 до 30 изменений).
Наибольшую оценку по направлению «Оценка качества управления расходами республиканского бюджета Республики Мордовия на обеспечение выполнения возложенных функций», получили следующие учреждения:
ГКУСО РМ «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУСО РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Ардатовскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Большеигнатовскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Ичалковскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Краснослободскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Лямбирскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Зубово-Полянскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по городскому округу Саранск» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Дубенскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Торбеевскому району РМ (межрайонная)» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Теньгушевскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Ельниковскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Атяшевскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ «Соцзащита населения по Старошайговскому району РМ» – 58,4 из 58,4 возможных;
ГКУ РМ «Центр занятости населения Республики Мордовия» – 58,4 из 58,4 возможных.

2. Показатели качества управления доходами, полученными от приносящей доход деятельности.

По данному направлению оценивались бюджетные учреждения по следующим показателям:
- качество планирования поступлений доходов от приносящей доход деятельности;
- численности граждан, получивших социальные услуги;
- количества оказываемых услуг.
По показателю «Планирование поступлений доходов от приносящей доход деятельности», анализ представленной информации, показал выполнение плановых значений данного показателя, практически во всех учреждениях в полном объеме – 100% (процент отклонений в пределах допустимых 10%, за исключением ГБСУ СОН РМ «Темниковский детский дом-интернат» отклонение на 24,7%).
Далее мониторинг показал, что практически во всех учреждениях имеются отклонения в уровне прогноза численности граждан, получивших социальные услуги. Процент отклонений в пределах допустимых 15%, за исключением:
ГБСУ СОССЗН РМ «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» отклонение составило – 15,6%;
ГБСУ СОН РМ «Ширингушский дом-интернат для престарелых и инвалидов» отклонение составило – 15,6%;
ГБСУ СОН РМ «Темниковский детский дом-интернат» отклонение составило – 20%;
ГБУ РМ «Территориальный фонд социальной поддержки населения» отклонение составило – 40,4%;
ГБУ СОН РМ «Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов» отклонение составило – 45% (в связи с выполнением работ по реконструкции объекта).
Выполнение показателя «Качество планирования численности граждан, получивших социальные услуги» в полном объеме (100%) отмечено у таких бюджетных учреждений, как:
ГБСУ СОССЗН РМ «Ковылкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», ГБСУ СОССЗН РМ «Старотештелимский психоневрологический интернат», ГБСУ СОН РМ «Ардатовский дом социального обслуживания», ГБСУ СОН РМ «Заречный дом-интернат для престарелых и инвалидов»; ГБСУ СОН РМ «Дом-интернат «Березники».
Необходимо отметить, что в некоторых учреждениях наблюдается перевыполнение планового значения данного показателя.
По показателю «Качество планирования количества оказываемых услуг» выполнение прогнозных значение удовлетворительное. За исключением:
ГБСУ СОССЗН РМ «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» – отклонение по значению данного показателя составило 15,6% (допустимое отклонение 15%).

3. Оценка качества ведения учета и составления бюджетной отчетности.

По данному направлению оценивались следующие показатели:
- наличие (отсутствие) нарушений порядка ведения бухгалтерского учета;
- проведения инвентаризации активов и обязательств;
- качество исполнения предписаний контрольных (надзорных) органов.
В ходе оценки наивысший результат 15,6 баллов получили 37 подведомственных учреждения. Основная причина – отсутствие предписаний (так как контрольные мероприятия в отношении них не осуществлялись) или выполнение имеющихся предписаний контрольных (надзорных) органов в полном объеме.
Средний результат 13 баллов получило – ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск».
Наименьший результат 7,8 баллов получили 2 подведомственных учреждения: ГБСУ СОН РМ «Дом интернат Березники» и ГБСУ СОССЗН РМ «Октябрьский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

4. Оценка качества организации и осуществления внутреннего финансового контроля.

По данному направлению оценивались следующие показатели:
- наличие внутреннего акта, обеспечивающего осуществление внутреннего финансового контроля;
- наличие плана проведения проверок в рамках внутреннего финансового контроля, исполнение вышеуказанного плана.
Наивысший результат – 15,6 баллов получили 38 подведомственных учреждение. Оставшиеся учреждения получили оценку по данному направлению ниже максимального значения по причине частичного выполнения плана проведения проверок в рамках внутреннего финансового контроля (наиболее низкий показатель у ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» – 5,2 балла).

5. Оценка качества управления активами.

По данному направлению учреждения оценивались по следующим показателям:
- наличие (отсутствие) недостачи и хищений государственной собственности;
- нарушений при управлении и распоряжении государственной собственностью.
В ходе оценки все учреждения получили наивысший результат – 10,4 балла, так как в отчетном периоде контрольные мероприятия в отношении управления и распоряжения государственной собственностью в подведомственных учреждениях не проводились.

Выводы о результатах годового мониторинга качества финансового менеджмента.

Результаты проведенного годового мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных учреждений за 2024 год показали, что максимальный балл сложился на уровне 100, минимальный балл – 72,4. Средний балл по всем 40 учреждениям составляет 93,7 (в 2023 году –79,99).
Таким образом, качество финансового менеджмента в подведомственных учреждениях находится на удовлетворительном уровне, однако необходимо принять меры по повышению качества финансового менеджмента, а именно:
- проанализировать итоги мониторинга качества финансового менеджмента и причины отклонения показателей от целевых значений;
- обеспечить улучшение качества планирования и управления расходами бюджета, минимизировать количество изменений, вносимых в план ФХД;
- осуществлять эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью;
- в целях повышения качества управления расходами республиканского бюджета Республики Мордовия на обеспечение выполнения возложенных функций пресекать случаи неправомерного использования бюджетных средств и не допускать наличие неиспользованных на конец года бюджетных ассигнований;
- исполнять план проведения проверок в рамках внутреннего финансового контроля в полном объеме;
- стремиться к достижению положительной динамики качества финансового менеджмента.