Проявления буллинга

Проявления буллинга

Буллинг – проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей (преподавателей). Одна из современных разновидностей буллинга – кибербуллинг (травля в социальных сетях). Вместе с тем некоторые авторы рассматривают «буллинг» как «последствие не контролируемого взрослыми процесса образования подростковых иерархий». Среди наиболее распространенных приемов буллинга учащиеся называют обзывания, насмешки, комментарии, угрозы. Практически каждый второй подросток эпизодически подвергается психической агрессии, а каждый восьмой – физической.

Выделяют две формы буллинга: прямой и косвенный. Прямой буллинг имеет явное проявление в виде агрессии как физической (нападение, удары, отбирание и порча принадлежащих жертве вещей и денег и т.п.), так и вербальной (оскорбления, угрозы, насмешки, критика личных качеств, способностей, фактов биографии, внешности и т.п.). Косвенная форма буллинга включает запугивания, манипуляции, распространение сплетен, бойкотирование и др. В настоящее время наиболее острым онлайн-риском можно назвать кибербуллинг, который определяется как целенаправленный и повторяющийся вред, наносимый с использованием компьютеров, смартфонов и других электронных устройств, при этом благодаря анонимности агрессор может оставаться безнаказанным и не испытывать вину за свои действия. К формам интернет-травли относятся: издевательства в виде систематических оскорбительных комментариев; раскрытие личностной информации без согласия человека; размещение информации с целью испортить репутацию человека, унизить его; интернет-бойкот (не добавляют или исключают из группы); троллинг или провокация к диалогу при помощи высмеивания, оскорблений, использования нецензурной лексики; киберпреследование, выражающееся в угрозах другому пользователю.

Причины, по которым люди становятся буллерами: – желание быть популярными, выглядеть «круто», привлечь к себе внимание; – зависть к жертве; – отличие буллера от других (цвет кожи, вес, имя, увлечения); – стремление к власти; – месть; – удовлетворение садистских потребностей. Буллер получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая личными вещами жертвы.

Жертвами буллинга чаще всего становятся обучающиеся: с нестандартной внешностью (шрамы, косоглазие); тихие и слабые, полные, худые; броско одетые и неопрятно одетые; «стукачи» и ябеды; неуспевающие по учебе или, наоборот, учащиеся с высокими академическими или вербальными способностями, пользующиеся авторитетом у педагогов; с различными заболеваниями (тики, заикания); с приспособлениями для улучшения зрения, слуха и т.п. (очки, слуховые аппараты); замкнутые, стеснительные и застенчивые; из малообеспеченных семей либо, наоборот, из семей с высоким материальным достатком; других национальностей, вероисповедания; новички, которые только появились в классе (группе). Таким образом, подвергаются травле обучающиеся, чем-то отличающиеся от других, выделяющиеся из основной массы.

К основным причинам буллинга можно отнести следующее: нарушение внутрисемейных отношений (низкий социальноэкономический уровень жизни, смерть одного из родителей, конфликтность семьи, агрессивные проявления по отношению к ребенку или кому-то из членов семьи, тип воспитания); личные проблемы (неуверенность в своих достоинствах и силах, низкая самооценка, завышенные требования к себе, тревога и напряжение в общении со сверстниками, повышенная конфликтность, сниженное чувство самосохранения); микроклимат образовательной организации (наличие школьных (внутригрупповых) конфликтов, проявления насилия со стороны учителей (преподавателей) в виде унижений, оскорбительных высказываний, предвзятого отношения к обучающимся, слабый контроль в образовательной организации за поведением обучающихся); трансляция сцен насилия в средствах массовой информации и социальных сетях.

У несовершеннолетних, которые являются жертвами травли (буллинга), могут проявляться следующие особенности поведения и психоэмоциональных состояний: отстраненность от взрослых и других обучающихся; негативизм при обсуждении темы взаимоотношений со сверстниками; агрессивность к взрослым и детям; напряженность и страх при появлении ровесников; грусть, печаль и неустойчивое настроение в образовательной организации; необоснованная обидчивость и раздражительность. С повышением возраста обучающихся, распространенность буллинга существенно снижается.

Травлю (буллинг) следует рассматривать как процесс проявления агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Обозначенные действия иногда приводят к совершению несовершеннолетними обучающимися административных правонарушений (ст. ст. 6.1.1, 7.17, 7.27, 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и уголовных преступлений (ст. ст. 110, 110.1, 111, 112, 115, 116, 117, 128.1, 158 Уголовного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем как самостоятельный состав противоправного деяния «буллинг» не поддается юридической оценке.