«Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»
Проблемы и возрастные периоды подростковой наркомании.
В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени, зависит его устоявшаяся личностная позиция по отношению к окружающему миру. Главенствующую роль тут играет семья.
Возрастная группа детей 10-12 лет. Ребята этого возраста наркотические вещества употребляют редко. Им пока достаточно курения табака. Это уже поднимает их рейтинг среди одноклассников в школе и во дворе. Типичным в этом возрасте является формирование групп для употребления дешевых токсических веществ.
Рекомендация родителям: При проведении профилактических бесед с детьми данного возраста необходимо как можно больше проявлять внимание и заботу, стараться быть для них авторитетом. Рассказывая подросткам о вреде курения, о вреде токсических веществ, не следует увлекаться перечислением их видов, способов приготовления и употребления.
Возрастная группа детей 13-14 лет. Этих ребят интересует возможное употребление так называемых «легких» наркотиков. Они эпизодически пробовали некоторые виды стимуляторов из любопытства. Информацию получают друг от друга, представление о наркомании как о тяжелой болезни отсутствует. Считают, что наркотики не опасны.
Родителям на заметку: Необходимо обратить внимание на некоторые личностные особенности ребят данного возраста: снижение критического отношения к своему поведению, поверхностные рассуждения, примитивность интересов. Беседуя с этой категорией подростков, необходимо постоянно акцентировать внимание на последовательность этапов наркозависимости.
Возрастная группа детей 15-17 лет. Молодые люди этого возраста знают о наркотиках гораздо больше, чем подростки из предыдущей группы. Довольно часто их теоретические знания подкреплены и собственным опытом. В этом возрасте появляются новые формы общения, проведения досуга, любовь.
Сторонники, противники, колеблющиеся. В борьбе за здоровый образ жизни необходимо большее внимание обращать на колеблющихся. Дискуссии и беседы вести в форме диалога и не отходить на стиль «вопрос - ответ». Необходимо максимально точно и объективно показать степень риска появления зависимости от наркотиков в случае их частого и длительного применения.
Как помочь вашему ребенку сказать: «Нет!»
- Прежде всего, вы должны быть сами компетентны в проблемах алкоголизма и наркомании.
- Не приуменьшайте компетентности вашего ребёнка - подростка! «Чтобы победить врага, надо хорошо его знать».
- Вы должны выбрать подходящий момент. Исследования показывают, что дети и подростки часто получают информацию об алкоголе или наркотиках через ТВ. Многие из представлений могут быть ошибочными, и у вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения ваших детей.
Искусство родителей общаться с подростками. Умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения , а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения - вид родительского искусства. Выслушать - более эффективная тактика, чем запретить высказываться.
Приемы, помогающие родителям лучше понимать своих детей.
- «Отраженное выслушивание». Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит. Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение.
- Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Постарайтесь не вызывать излишний интерес; не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает «потребность в эксперименте».
- Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами, но и улыбкой, похлопыванием по плечу, взглядом.
- Выбирайте правильный тон для ваших ответов.
- Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем.
Как повысить самоуважение подростка и помочь ему сделать правильный выбор? Пять принципов формирования самоуважения подростка:
- Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения, даже маленькие и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что - либо важнее полученных результатов.
- Помогайте вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.
- Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка.
- Дайте вашему ребенку реальную ответственность за какую - нибудь домашнюю работу.
- Показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему.
Приемы и методы антиалкогольного и антинаркотического воспитания в семье.
Учите подростка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенно уникальным. Изучите с ним значение слова «дружба». Объясните ему, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Используйте пример сверстников. Всячески стимулируйте участие подростка в школьной или общественной деятельности, в споре или музыке, не заставляя его быть лучшим или всегда побеждать. Находите больше времени для совместного отдыха, работы, творческой деятельности со своим детьми. Любите своих детей, но в своей любви не будьте слепы, а старайтесь быть терпеливыми, последовательными и рассудительными. Счастья вам в семье!.