Рекомендации родителям по воспитанию подростков
Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 15-17 лет). В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние противоречия с самим собой и с другими, через внешние срывы и достижения он может обрести чувство личности.
Это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с родителями. Стремление видеть себя личностью порождает в нем потребность отдаления от всех тех, кто привычно оказывал на него влияние, в первую очередь это относится к семье. Отдаление по отношению к родителям проявляется в негативизме: «не ваше дело!». Однако реально находиться наедине с собой подросток еще не может, он еще не способен предстать перед миром людей, как уникальная личность, которой он стремится стать. А потому ищет поддержки от сверстников. Через дружбу подросток усваивает черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь…Дружба также дает возможность через доверительные отношения глубже понять другого и самого себя.
В отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний. Большая часть подростков остро реагирует на свои способности восприятия, памяти, речи, мышления, стремясь придать им блеск и глубину. Оценка этих качеств (например, во время профориентационной диагностики) вызывает у них живейший интерес. Моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом самовоспитания.
Подросток взрослеет и с этим надо считаться. К подростку нужно относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости, не навязывая своего мнения выразить готовность обсудить его проблемы. Главное для подростка – сохранить столь желанное чувство самоуважения. Позитивное здесь – готовность к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в собственных глазах. Однако, если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, у него исчезает интерес, может возникнуть отрицание к предмету обсуждения.
Поэтому родителям необходимо ежедневно разговаривать с детьми о том, что интересует, прежде всего, их, а не вас. Необходимо искать темы разговоров, не бояться «трудных» тем – ведь запретный плод сладок, и если вы будете избегать разговоров на волнующую подростка тему, в следующий раз он будет обсуждать её не с вами.
Чаще советуйтесь с подростком, пусть он чувствует, что вы считаетесь с его мнением, что между близкими людьми важны откровенность, доверие, поддержка, и то же время важно понимание личной ответственности.
К нарушению доверия в семье приводят издержки семейного воспитания: гиперопека, несогласованность требований, попустительство, перегрузка одаренных детей, жестокое обращение с детьми… Если вы чувствуете, что ваши методы воспитания не дают желаемого результата, имеет смысл разобраться в своих мыслях и действиях, обратившись за помощью к психологу, или по телефону доверия 8-800-2000-122
Варианты отклонений в поведении подростков |
Рекомендации взрослым |
Непослушные, капризные, упрямые дети, проявляющие сопротивление требованиям, советам взрослых |
Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к потребностям и интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включении в коллективные формы деятельности |
Озорство, грубость, недисциплинированность |
Целенаправленная организация их активности, инициативы, уважение достоинства, прав на определенную самостоятельность. |
Отсутствие желания и привычки к трудовому усилию - лень |
Подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, пробуждая в нем потребность трудиться, приучая находить радость в разнообразной деятельности. |
Лживость. Различайте фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремлением скрыть неблаговидный поступок, желанием самоутвердиться, привлечь внимание окружающих. Возможно и своеобразное понимание подростками товарищества. |
Необходима кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить причины детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности при тактичном показе всей неблаговидности лжи, ее взаимосвязи с трусостью, лицемерием. |
Аффективные формы поведения: заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость – как правило, из-за длительного неудовлетворения какой-либо существенной потребности |
Требуется своевременное вмешательство взрослых в целях разрешения внутреннего конфликта и предупреждения развития у детей аффективных форм поведения. Необходимо особенно корректный индивидуальный подход, внимательное, доброжелательное отношение к ребенку, опора на его положительные качества, подчеркнутое доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям. |
Глубоко педагогически запущенные дети: преимущественно импульсивное поведение, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести; деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности. |
Попытки выправить "трудновоспитуемость" подростков лишь путем словесных воздействий бесплодны. Добиться результата можно лишь путем вовлечения трудных подростков в разнообразную деятельность, вызывающую у них интерес и напряжение всех сил. |