Универсальное пособие
С 1 января 2023 года вводится Универсальное пособие (далее – УП), которое объединит 6 действующих сегодня мер поддержки:
- ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
- пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет.
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка до достижения им возраста 3 лет.
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Цель изменений – в соответствии с поручением Президента создать целостную бесшовную систему государственной поддержки нуждающихся семей от периода беременности женщины до достижения ребенком 17 лет.
В настоящее время такая система поддержки выстроена для семей с низкими доходами с детьми в возрасте от 3 до 17 лет. Она основана на адресном комплексном подходе к оценке жизненной ситуации семьи:
1) среднедушевой доход семьи ниже 1 прожиточного минимума в регионе проживания;
2) семья не располагает избыточным движимым и недвижимым имуществом, превышающим пороговые требования;
3) у семьи нет существенных финансовых накоплений во вкладах, превышающих пороговые требования;
4) трудоспособные члены семьи имеют официальный доход, подтвержденный данными налоговой инспекции, а если они его не имеют, то по объективным причинам (правило «нулевого дохода»);
5) выплата назначается на каждого ребенка и ее размер зависит от дефицита доходов семьи (может составлять 50-75-100% детского прожиточного минимума в регионе проживания);
6) выплата назначается на год и предоставляется на принципах Социального казначейства на основании заявления в электронном виде без предъявления семьей бумажных документов.
Аналогичный адресный комплексный подход применяется и при назначении выплат беременным женщинам (за исключением размера выплаты, который составляет 50% прожиточного минимума без дифференциации).
В результате объединения подвергнутся изменению условия предоставления выплат на детей в возрасте от 0 до 3 лет. В свое время этим меры поддержки вводились поэтапно в период с 2013 по 2018 год и носили исключительно демографический характер.
Это обусловило их следующие отличия от адресного комплексного подхода:
1) предельный размер среднедушевого дохода, при котором семья сохраняет право на выплату, в 2 раза выше – не 1, а 2 прожиточного минимума в регионе проживания;
2) размер выплаты не зависит от дефицита доходов семьи и во всех случаях составляет 100% детского прожиточного минимума;
3) выплата не переведена на принципы Социального казначейства и соответственно требует от семьи большого количества бумажных документов.
4) выплата не назначается на каждого ребенка и имеет различные финансовые источники предоставления:
- на первого ребенка (предоставляется во всех регионах) за счет средств федерального бюджета;
- на второго ребенка только из средств их материнского капитала;
- на третьих и последующих детей (предоставляется в 78 регионах, причем в части из них четвертые и последующие дети выплату не получают) за счет средств федерального и региональных бюджетов на условиях, устанавливаемых регионами;
5) при назначении выплат не применяется комплексная оценка нуждаемости.
В связи с этим для поддержки детей от 0 до 3 лет предлагается:
Обеспечить их охват универсальным пособием на адресном комплексном подходе, что минимизирует риски бедности в таких семьях;
Для семей с детьми до 3 лет и с более высокими доходами, объемом движимого, недвижимого имущества, финансовых накоплений, превышающем пороговые значения, сохранить возможность получения ежемесячной выплаты из материнского капитала в размере 1 прожиточного минимума на старых условиях (без комплексной оценки нуждаемости, при доходе – менее 2 ПМ на каждого челна семьи) и распространить такую возможность на всех детей до 3 лет независимости от очередности рождений.
Для наиболее нуждающихся семей обеспечить возможность получения двойной выплаты по выбору родителей – и из средств бюджета, и из средств материнского капитала.
Для обеспечения плавного перехода от существующих выплат к УП для детей, которые уже получают такие выплаты или еще родятся до конца 2022 года, предусматривается сохранная норма – семьи с первыми и третьими детьми смогут получать выплаты на старых условиях до достижения ребенком возраста 3 лет. В течение всего периода такие семьи также получают право перейти на УП.