«Жизнь дана на добрые дела»

«Жизнь дана на добрые дела»

Стихотворение под названием « Жизнь дана на добрые дела » молодая и неизвестная поэтесса из Ленинградской области Анжелика Десяцкая когда-то написала на конкурс чтецов для десятилетнего мальчика. И эта фраза стала популярным афоризмом в наши дни и часто цитируется.

Отдавая в этот мир добро,
Мы становимся светлее сами,
А хотите, чтоб душе было легко?
Поделитесь добрыми делами.
Жизнь дана на добрые дела,
Совершай, не бойся их отдачи,
Очень уж могучи эти чудеса,
Возвращаясь с радостью в придачу

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, великодушии, милосердии, справедливости. Возросла агрессивность и жестокость в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Особенностями дошкольного возраста является эмоционально окрашенное  восприятие материала, наглядно - образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Особое значение в этот период для того, чтобы ребенок был добрее  к окружающему его миру, имеет регулярное общение с природой, людьми, построенное на ее сенсорном восприятии. В настоящее время, такой контакт крайне ограничен из-за занятости  родителей на работе, нежелания и неумения взрослых показывать доброжелательное отношение к другим людям, природе, животным.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому,  родители, осознайте, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи, нужно быть добрее и терпеливее друг к другу, ко всем членам семьи, к своим близким, знакомым. Нужно постараться быть добрее не только к людям, но и к животным, насекомым, растениям. На примере взрослого учится ребенок. Надо постараться воспитать гуманное отношение к окружающему миру.

Родители, осознайте, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Добро – понятие нравственности, противоположное явлению зла, обозначающее движение к безвозмездной помощи ближнему.  Истинное добро должно быть безвозмездным. В обычном смысле этот термин принадлежит ко всему, что получает у человека хорошую оценку, или ассоциируется со смехом, радостью и светом.

Существует огромное количество пословиц и стихов о добре, и это не только в нашей стране, но и в других странах, например такие:

- учись доброму, так худое на ум не придет (русская пословица)
- сделай добро и закинь в море: рыбы не узнают, кто сделал - Господь узнает (курдская пословица);
- нет добра в твоей душе – обрети хотя бы добрый вид (индийская пословица);
- хочешь мне добра – сделай его в мой черный день (осетинская пословица);
- доброта сердца – лучше щедрости (таджикская пословица)
- желающий добра подобен делающему добро (арабская пословица).

Как же сформировать у детей гуманное отношение к людям и природе, ведь оно начинается с раннего возраста. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, доброту, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи взрослых. Главное в это время проявлять к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку и т. д.), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению ко взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по- лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Усвоив норму поведения, ребенок начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Ребенку не нужно только рассказывать о том, что надо быть добрым, ему надо это еще и показать, и доказать, например, с помощью ухода за домашними животными и растениями. Заведите домашнего питомца , пусть ребёнок сам себе выберет питомца, даст ему имя.

Расскажите, как правильно за ним ухаживать, чем кормить. Делайте это вместе с ребенком, чтобы он понял и почувствовал доброе и заботливое отношение к животному.

Можно дома сделать 2 копилки. Первая копилка «добрых дел», вторая - «копилка плохих дел». Для этого нужно взять, например, два одинаковых пластмассовых стаканчика, на одном написать «добрые дела», на другом «плохие дела». Вырезать фишки черного и белого цвета. Целую неделю за каждое доброе дело класть в копилку «добрых дел» белую фишку, а в копилку «плохих дел» - черную. В конце недели подвести итог.

Ещё Лев Николаевич Толстой сказал: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать!», «В жизни есть одно несомненное счастье – жить для других!». В копилке мыслей великих людей есть ещё одна запоминающаяся цитата Бэкона , который сказал «Лучший способ сохранить память о добрых делах - повторять их». Именно поэтому в наши дни так важно совершать доброе и полезное для окружающих, для родного края и своих земляков. Дети, воспитанные идеями добра обязательно будут востребованными в обществе во все времена. Об этом должны помнить родители.