Предоставление социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» социальные услуги предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме.
Социальное обслуживание на дому является формой социального обслуживания, направленной на улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Предоставление социальных услуг осуществляется поставщиками социальных услуг, на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином, либо его законным представителем на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг как на постоянной основе, так и в разовом порядке, с соблюдением всех требований действующих нормативных актов. Основанием для рассмотрения вопроса, о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социальных услуг. Заявление о предоставлении социальных услуг подается по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, с приложением следующих документов:
- копии документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; вид на жительство - для иностранных граждан и лиц без гражданства;
удостоверение беженца - для беженцев; справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
- копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законного представителя (при подаче заявления законным представителем);
- копии справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности;
- копий документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с гражданином по месту жительства, к членам его семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность; свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния: заключение брака, расторжение брака, рождение ребенка, усыновление (удочерение), установление отцовства; решение суда о признании гражданина членом семьи гражданина);
- сведений о доходах гражданина и каждого члена его семьи;
- документов, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 15 Федерального закона, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (при наличии);
- документов, подтверждающих статус граждан, указанных в пункте 12 настоящего Порядка, для внеочередного приема на социальное обслуживание на дому.
Государственное казенное учреждение (далее - уполномоченная организация) в установленном порядке самостоятельно запрашивает в органах, предоставляющих государственные услуги, в иных государственных органах и подведомственных им организациях, которые участвуют в предоставлении государственных услуг и в распоряжении которых должны находиться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Мордовия следующие документы (содержащиеся в них сведения):
- сведения из органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, налоговых органов или органов службы занятости, о доходах гражданина и членов его семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих дате обращения;
- сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии в собственности гражданина и членов его семьи жилого помещения.
Гражданин или его законный представитель вправе представить вышеуказанные документы самостоятельно. Государственное казенное учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления с приложением необходимых документов организует обследование условий проживания гражданина, по результатам которого составляется акт оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания, и в указанный срок признает гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому в форме приказа либо принимает решение об отказе в признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому в форме уведомления.
В случае поступления заявления от гражданина, получающего паллиативную медицинскую помощь, или от его законного представителя уполномоченная организация организует обследование условий проживания гражданина, по результатам которого составляется акт оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания, и признает гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому в течение двух рабочих дней со дня получения заявления и необходимых документов.
О принятом решении гражданин или его законный представитель информируется в письменной форме или электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Основаниями для отказа в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому являются:
- непредставление или представление не в полном объеме необходимых документов недостоверность сведений, содержащихся в предоставленных документах;
Решение об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому может быть обжаловано в судебном порядке.
В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому уполномоченная организация составляет индивидуальную программу в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона, и не позднее 10 рабочих дней со дня подачи гражданином или его законным представителем соответствующего заявления передает гражданину или его законному представителю экземпляр подписанной индивидуальной программы и копию акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания.
Пересмотр индивидуальной программы осуществляется уполномоченной организацией по истечению трехлетнего срока ее действия и (или) при изменении индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социальных услуг на основании заявления получателя социальных услуг или его законного представителя с приложением необходимых документов. Уполномоченная организация: в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления о пересмотре индивидуальной программы организует обследование условий проживания гражданина, результаты которого фиксируются в акте оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания; не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления о пересмотре индивидуальной программы составляет в двух экземплярах новую индивидуальную программу в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона, и передает гражданину или его законному представителю экземпляр подписанной индивидуальной программы и копию акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания.
В течение суток с даты представления гражданином или его законным представителем индивидуальной программы поставщик социальных услуг заключает договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с примерной формой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания.
При обращении гражданина к поставщикам социальных услуг, не являющимися государственными организациями социального обслуживания, предоставляются:
- заявление о предоставлении социального обслуживания;
- индивидуальная программа предоставления социальных услуг;
- копия акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания.
Социальные услуги предоставляются бесплатно, за полную или частичную плату. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в рамках системы долговременного ухода предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
3) ветеранам ВОВ.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов и не может превышать при предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленного соответствующим Законом Республики Мордовия.
Также с учетом индивидуальных потребностей граждан предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги, предоставляемые без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.
Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь.
В качестве самостоятельного вида социальных услуг определены срочные социальные услуги (ст. 21 Закона), предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг;
Срочные социальные услуги включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
4) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
5) доставка на дом одиноким или одиноко проживающим гражданам пожилого возраста из числа инвалидов первой и второй групп назначенных по рецептам врачей лекарственных средств;
6) содействие в доставке и доставка граждан 60 лет и старше, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, к социально значимым объектам;
7) сопровождение получателей социальных услуг, получающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, при госпитализации в медицинские организации
8) иные срочные социальные услуги.
Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу-документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем и периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Она составляется исходя из потребностей гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.