Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения Республики Мордовия «Потьминский психоневрологический интернат с детским отделением» - победитель конкурсного отбора инновационных социальных проектов!

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения Республики Мордовия «Потьминский психоневрологический интернат с детским отделением» - победитель конкурсного отбора инновационных социальных проектов!

В целях реализации Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р; программы Фонда «Ценю жизнь», Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), был объявлен конкурсный отбор инновационных социальных проектов, направленных на сохранение и поддержку здоровья детей с инвалидностью, находящихся в государственных учреждениях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – конкурсный отбор). Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения Республики Мордовия «Потьминский психоневрологический интернат с детским отделением» приняло участие в грантовом конкурсе и по итогам конкурсного отбора проект «Учебно-тренировочная квартира для детей и подростков с ментальными особенностями развития «Росток» (далее Проект) становится победителем и получает грантовую поддержку, общий объем финансирования Проекта в форме гранта определен в сумме 1 545 120 (один миллион пятьсот сорок пять тысяч сто двадцать) рублей.

Целью данного Проекта является организация учебного сопровождаемого проживания детей и подростков с ментальными особенностями развития в практических условиях учебно-тренировочной квартиры, способствующего формированию навыков бытовой, социально-коммуникативной, трудовой, досуговой деятельности, необходимых для их самореализации и нормализации жизни в обществе.

Жизненная ситуация детей с ментальными особенностями развития в России остается на сегодняшний день острой социальной проблемой, а практика сопровождаемого проживания детей – инвалидов с выраженными интеллектуальными нарушениями находится в нашей стране на этапе раннего становления и остается нерешенной проблемой, особенно это проявляется в регионах.

Неприспособленность к самостоятельной жизни – одна из главных проблем, с которой по мере взросления сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в интернатах. Дети с ментальными особенностями развития не могут вести полностью самостоятельный образ жизни, нуждаются в помощи при решении повседневных бытовых и коммуникационных задач и в пожизненном сопровождении.

Дети и подростки с ментальными особенностями развития (умственная отсталость различной степени выраженности, болезнь Дауна, детский церебральной паралич и др.) в интернатах живут в замкнутом пространстве, «на всём готовом», по особым установленным правилам под постоянной опекой работников, от которых они полностью зависят, мало знакомы с реальной жизнью вне стен учреждения. Такие дети имеют невысокий адаптационный потенциал, и зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.

Многие исследователи отмечают, что подготовка детей с ментальными нарушениями к самостоятельной жизни должна начиналась заблаговременно, так как формирование новых навыков у таких детей происходит значительно дольше, нежели у нейротипичных сверстников.

Специалисты, работающие с детьми используют формат дидактической игры, в результате которой полученные навыки никак не переносятся в реальную жизнь, а следовательно не закрепляются у детей с ментальными отклонениями развития, что не может способствовать выработке у молодых инвалидов навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Дети из детского отделения перейдя во «взрослое отделение», столкнутся с большими трудностями в быту. Учебно - тренировочная квартира окажется «стартовой» площадкой обучения целевой группы Проекта состоящей из 15 детей-инвалидов. В связи с этим, учебная тренировочная квартира будет играть роль своеобразного социального адаптера и послужит эффективной формой помощи - с одной стороны она изменит социальные условия, а с другой – поспособствует формированию у ребёнка качеств и навыков, необходимых для адаптации и подготовки его во взрослую жизнь. Подготовка каждого ребёнка - инвалида к максимально самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни – одна из основных задач нашего Проекта.

Соисполнителями проекта станут: Автономная некоммерческая организация социального обслуживания граждан «Забота», Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия «Зубово-Полянский педагогический колледж», ООО «Строитель» Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, владелец частного питомника, п. Зубова-Поляна Матвеев В.П., почетный наставник агропромышленного комплекса Республики Мордовия, Советник Главы Зубово-Полянского муниципального района Республики Брагин Н.Е.

Полученные средства гранта предполагается израсходовать на создание условий для формирования и закрепления на практике (в условиях учебно-тренировочной квартиры) у детей с ментальными особенностями, создание условий для обеспечения детей и подростков с ментальными особенностями развития дневной занятости, направленной на социально-трудовую реабилитацию и социально трудовую адаптацию, создание условий для развития коммуникативных навыков и досуговых мероприятий, обучение специалистов учреждения в количестве 4 –х человек на стажировочной площадке Фонда в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» в целях получения опыта по работе с целевой группой детей и подростков с ментальными особенностями развития.

Срок реализации Проекта с 01 июля 2022 года по 31 октября 2023 года.