Из опыта работы воспитателя Шикиной Н.И. по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки

Из опыта работы воспитателя Шикиной Н.И. по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки

Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи —
На свете правды больше станет.

Валентин Берестов

 

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни малыша и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Сказки существуют уже несколько тысяч лет, они, как и все остальное, тоже эволюционируют, изменяются, развиваются. Так в 20 веке появились персонализированные сказки, помогающие воспитывать характер ребёнка. В своей работе я использую сказки сочиненные мною или совместно с детьми. От обычных сказок персонализированные сказки отличаются тем, что весь сюжет сказок построен вокруг ребёнка. Диагностическая функция сказки позволяет мне определить состояние ребенка и поставить основные цели для дальнейшей работы. Коррекционная функция сказки заключается в замене «неподходящего» поведения и подходит для решения детских конфликтов. Часто прямые указания: «Не обижай, убери свои игрушки и т.п.» не работают. Через сказку можно затронуть конкретную проблему и мягко подтолкнуть малыша к ее решению. Кроме того сказка развивает абстрактное мышление, фантазию и творчество. Важным моментом является то, что в ходе совместной деятельности, моя активность как воспитателя уступает место активности детей.

Эффективность волшебства «сказочного развития» ещё больше увеличивает игрушка кукла-рукавичка. Эта игрушка усиливает воспитательное воздействие, поскольку нравственные беседы идут не от лица воспитателя, а от любимого «друга». Дети склонны не доверять взрослым, но с другом охотно делятся даже самым сокровенным. На занятиях проводилась и проводится работа с детьми, где в совместной деятельности мы слушаем аудио сказки. Перед тем, как дети ложатся на послеобеденный сон, им включается аудио запись со сказками, о девчонках и мальчишках, похожих на них.

Хочу отметить, что использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой оказывает большое влияние на развитие личности, таких важных качеств как доброта, отзывчивость, дети становятся более общительными, доброжелательными, реже конфликтуют друг с другом.

Это свидетельствует о том, что действительно, сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста при её правильном и систематическом использовании, то есть если в процессе работы со сказкой воспитатель способствует переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей.

Формируя нравственные представления у ребёнка в дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном мною приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего, любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по этой теме, взяв за основу следующий комплект персонализированных сказок «Ваш ребенок - лидер», целью которого является воспитывание в детях лидерских качеств личности. Ведь они не даются с рождения, а прививаются путем воспитания. Задача каждого педагога формировать в детях такие качества, как вера в себя, смелость, трудолюбие, обязательность, оптимизм, целеустремленность, сила воли.

Статью подготовил: воспитатель Шикина Н.И.

Контактный тел. 8(83451) 6-04-89