Семейное воспитание как норма нравственности
«Каждое наше слово должно нести добро, справедливость, красоту-в этом сущность наших этических поучений» В.А. Сухомлинский
Детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества личности ребенка формируются в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
Поэтому роль родителей, семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка играют важную роль.
Усваивая нормы поведения в отношении родителей, ребенок перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Взрослые являются носителем моральных достоинств и примером для детей. Нравственное воспитание ребенка начинается, прежде всего, с самих родителей. Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, родители воспитывают свой моральный кодекс, прививают систему определенных принципов, которой руководствуются сами в процессе практической деятельности. Возведение простых норм обыденной жизни семьи к оценочным категориям добра и зла является весьма важным моментом в формировании морального сознания ребенка. Истоки безнравственности следует искать в глубинах первоначального усвоения нравственных норм. Простые нормы нравственности не есть нечто застывшее, неподвижное. Они формируют моральное сознание ребенка, затем сами трансформируются сознанием, шлифуются обществом через различные каналы воздействия и в конечном итоге составляют мировоззрение личности.
На формирование нравственного сознания ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы нравственности личности. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их места в системе морального кодекса личности.
Выдающийся военный педагог и писатель А.Н.Острогорский писал: «Воспитывать-не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».