Итоги тренинговой работы с детьми и подростками
В рамках реализации мероприятий «Комплекса Мер по развитию системы обеспечения безопасного детства в Республике Мордовия на 2020 – 2021 годы» педагогами-психологами ГКУСО РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» в течение года велась коррекционная работа с детьми и подростками.
Основная цель коррекционно-реабилитационной работы - оказание содействия полноценному психическому и личностному развитию воспитанников центра. В ходе работы решались задачи исправления отклонений в психическом развитии подростка (эмоциональном, мотивационном, поведенческом) на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности. Большое внимание уделялось формированию и развитию навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции; обретению подростками положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни;формированию жизненно важных мотивов (коммуникативных, профессиональных, познавательных).
Тренинговая работа – самая эффективная форма работы с подростками, так как ведущей деятельностью и основной потребностью подростков является общение со сверстниками. В своей работе с детьми и подростками педагоги-психологи Наталья Алферина и Яна Шеянова реализовали различные циклы тренинговых занятий.
Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость подростков нередко является причиной различного рода конфликтов в отношениях с окружающими, поэтому большое внимание педагоги-психологи на тренинговых занятиях уделяли развитию эмоционального интеллекта, эмоциональной устойчивости, обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и негативных эмоций приемлемым способом, обучение навыкам саморегуляции. В коррекционной работе были использованы такие упражнения как «Копилка обид», «Лист гнева», «Письмо обидчику», методы визуализации и релаксации «Вверх по радуге», упражнение «Пресс», «Воздушный шар», «Лимон», «Маяк», «Позитивные установки» и др.
Тренинговые занятия по формированию социальных навыков «Я и Мы» способствовали снижению тревожности, научили ребят пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать личностные качества.
Часть занятий была посвящена развитию навыков здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. На занятии «Мы, наши недостатки и достоинства» ребята учились различать слабости и пороки (алкоголизм, наркомания). Были просмотрены видеофильмы «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Табак», «Наркотики» с последующим обсуждением. Ролевые игры и психологические упражнения «Пианино», «Волшебный ключ», «Марионетки» формировали у детей и подростков стратегию преодоления трудностей. Приобретенный на тренингах опыт способствовал формированию объективных знаний о вредном воздействии психоактивных веществ на живой организм, развитию психологического иммунитета к психоактивным веществам.
В октябре-декабре проводились практические занятия с элементами социально-психологического тренинга: «Как научиться управлять собой», «Как противостоять стрессу», «Как помочь себе и другу в кризисной ситуации», «Толерантность- путь к миру», «Все в твоих руках!».Основные задачи занятий:развитие рефлексии, активизация «внутренних возможностей (ресурсов)» самого подростка, создание условий для повышения адекватности самооценки и уверенности в себе, развитие позитивного самоотношения и отношения к другим, оказание психологической поддержки. Проводились упражнения - «Я_это я!», «Мой щит (герб)», «Я - реальное и я-идеальное».
В нашей практике отлично зарекомендовали себя методы метафор и притч. Лаконичность и краткость притчи, наряду с её образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю подростка. Детям были интересны такие притчи как «Притча о Кофе», «Эхо жизни», «Притча о преодолении трудностей», метафорическая сказка «Всё в твоих руках», «Успех не бывает быстрым», «Притча для тех, кому трудно». Притчи о дружбе – «Песок и камень», «Испытание», «Заповедь».
Используя в своей работе различные методики и упражнения, в зависимости от целей и задач работы, у несовершеннолетних формировалось понимание того, что в любой жизненной ситуации есть альтернативные способы решения проблемы. Дети овладевали умением видеть и просчитывать последствия.
Психо-коррекционная работа с детьми и подростками – одно из важнейших направлений деятельности педагогов - психологов. От того, насколько вовремя выявлены личностные проблемы и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем.
Материал подготовили педагоги-психологи Н.В. Алферина, Я.В.Шеянова
Тел. 8 (83451) 6 04 89