Тренинговые занятия повышения родительской компетентности
В рамках реализации мероприятий «Комплекса Мер по развитию системы обеспечения безопасного детства в Республике Мордовия на 2020 – 2021 годы» педагогами-психологами ГКУСО РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» ведется систематическая работа с родителями по проблеме ненасильственного воспитания детей в семье. Это индивидуальные консультации, диагностика, встречи и беседы с родителями, тренинговые занятия.
Работа с родителями ведется согласно годовому плану родительского клуба «Шаг на встречу». Занятия с родителями проводились на базе «зеленой комнаты» с использованием разнообразных современных методов и форм работы: ролевые игры, психологические упражнения с использованием метода метафор, арт-терапевтических техник, мультимедийных презентаций. Во время психологических тренингов создается уникальная возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания, проанализировать, как отражаются на формировании личности ребенка и семейных отношений привычные модели родительского поведения, получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций. Узнать как обыденные стиль отношений, привычные слова и действия формируют будущий жизненный сценарий детей.
Основной целью тренинговых занятий являлось осознание родителями важности формирования у детей чувства безопасности в семье, освоение новых техник общения с учетом потребностей и эмоций ребенка и своих собственных.
Неотъемлемой частью каждого занятия являлась информационная часть. Содержание информации заключалось в основных задачах занятий. Совместно с родителями были обсуждены такие темы как стили воспитания, преемственность стилей воспитания, «родительские послания», функции отца и матери, система наказаний и поощрений в семье, основные ошибки воспитания, познакомились с понятием «принятия и неприятия» ребенка. В ходе занятий информационная часть сочеталась с практическим освоением навыков эффективной коммуникации, которые отрабатывались на примере конкретных проблемных ситуаций. В ходе упражнений и ролевых игр родители учились выражать свои мысли и чувства, анализировать проживаемый опыт поведения и взаимодействия, признавать чужое и собственное «Я» как ценность наивысшей значимости.
В ходе каждого занятия проводились сеансы релаксации с целью улучшения эмоционального состояния родителей и создания положительного эмоционального настроя с использованием специализированного оборудования, приобретенного на средства Фонда поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
По завершении цикла тренинговых занятий все участники отметили, что узнали много альтернативных методов ненасильственного воспитания, вариантов взаимодействия с детьми и подростками, нашли возможность отреагировать чувства и эмоции, научились мобилизовать внутренние ресурсы для дальнейшей помощи себе и своим детям. Многие родители поняли причины «трудного» поведения своих детей, отметили улучшения в детско-родительских отношениях.
Материал подготовили Шеянова Я., Алферина Н.
Контактный телефон 8 (83451) 6 04 89