Профессиональное самоопределение подростков – путь к сокращению бедности

Профессиональное самоопределение подростков – путь к сокращению бедности

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» является соисполнителем мероприятий комплекса мер «Развитие эффективных социальных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми и улучшение условий жизнедеятельности детей в таких семьях в Республике Мордовия на 2020-2021 годы».

В целях реализации мероприятий комплекса мер «Развитие эффективных социальных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми и улучшение условий жизнедеятельности детей в таких семьях в Республике Мордовия на 2020-2021 годы» в 2021 году в ГКУСО РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» начали свою работу учебные трудовые мастерские: гончарная, швейная, фотостудия, артмастерская. Работа данных мастерских направлена на раннюю профориентацию несовершеннолетних, обучение их трудовым навыкам, оказание помощи в профессиональном становлении. «За 9 месяцев 2021 года в учреждении прошли социальную реабилитацию 91 несовершеннолетний, из них 78 приняли активное участие в работе учебных мастерских, приобрели новые трудовые умения и навыки, что непременно будет способствовать их дальнейшей социализации и профессиональному самоопределению. Я уверена, эти подростки будут востребованы на современном рынке труда, а это и есть путь выхода из бедности» - отмечает директор реабилитационного центра Елена Марчкова.

Руководитель гончарной мастерской Наталья Алферина строит свою работу по авторской программе «Чудо - глина». Лепка из глины является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства, который имеет глубокие национальные корни, формирует эстетический и этический вкус ребенка, приобщает его к миру прекрасного. Изучая традиции, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.

«Удивительные свойства глины (безопасность, пластичность, прочность), позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему детей - расслабляет, снимает нервное напряжение, прекрасно координирует движение рук, способствует развитию речевых навыков, формирует образное мышление и воображение. В процессе лепки из глины у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность, умение преодолевать трудности, ребенок становится усидчивым, инициативным, начинает планировать свои действия и доводить их до конца» - отмечает руководитель гончарной мастерской Наталья Алферина.

На средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации для функционирования мастерской было приобретено специальное оборудование: гончарный круг, муфельная печь и подставка для обжига, турнетка, глина красная, паста текстурная, тумба, стеллаж для сушки изделий, стол для занятий, вспомогательные инструменты при работе с глиной (набор штампов для глины, набор инструментов для гончаров, набор двухсторонних петель).

На занятиях в гончарной мастерской дети также имеют возможность изготавливать фигурки и фоторамки из гипса. Гипс – уникальный материал, из которого можно отливать множество разнообразных фигур. Он безвреден и не токсичен, поэтому с ним может работать даже маленький ребенок.

На средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации были приобретены наборы для работы с гипсом.  В наборах для изготовления гипсовых фигурок, фоторамок, сюжетных барельефов, магнитов или статуэток есть все для их самостоятельного изготовления: гипс, краски, кисточки, формочки для отливки, магнитики и, разумеется, подробная инструкция.

Работая с гипсовым набором, занимаясь изготовлением барельефа, у ребят развивается фантазия и художественные способности, прививается трудолюбие, усидчивость, аккуратность. Роспись гипсовых фигурок развивает у детей чувство пропорции, эстетический вкус, побуждает к занятию рисованием. На занятиях по изготовлению барельефа, фигурок и фоторамок ребята самостоятельно разводят гипс, увлекательно и с интересом раскрашивают полученные изделия, применяют их в игре. Занятия ребята посещают с удовольствием и гипсовые фигурки, сделанные своими руками, становятся отличным подарком друзьям и близким, что позволит детям экономить семейный бюджет.

Таким образом, занятия в гончарной мастерской способствуют развитию умственных способностей воспитанников, трудолюбия, работоспособности, абстрактного мышления, художественного вкуса, силы воли, расширяют художественный кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, помогают детям в профессиональном самоопределении.

Также в 2021 году в учреждении начала свою работу фотостудия «Кадр».

Программа работы фотостудии «Кадр» разработана Ольгой Веденяпиной – руководителем кружка.

Основной целью программы является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата и видеокамеры, построении композиции, изучении основ фотографии. С этой целью в учреждении организуются походы, экскурсии, где фоторепортажная съемка не только расширяет кругозор, представления подростков о нашей действительности, но и позволяет из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатлённым на снимках.

Занятия в фотостудии проходят два раза в неделю. На занятиях активно используется оборудование, приобретённое на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: фотокамера, ноутбук, цветной принтер, сканер, штатив, светоотражатель, фотозонт, офисная мебель.

В фотостудии занимаются воспитанники старшей и средней возрастных групп, желающие научиться пользоваться современной цифровой техникой. На занятиях дети исследуют мир цифровой фотографии, используя цифровую фотокамеру, изучают основные законы фотокомпозиции, особенности работы с различными видами освещения, учатся работать в программе Photoshop, овладевают навыками обработки и печати фотографии. Кроме того, участники кружка узнают об истории фотографии, значимости фотоискусства в современном мире.

Главная цель работы фотостудии – овладение детьми конкретными знаниями по созданию фотографии необходимыми для дальнейшей социализации и профессионального самоопределения воспитанников, профилактика асоциального поведения.

В фотостудии дети объединены общим интересом, что способствует их эстетическому, нравственному, умственному развитию. Они учатся работать в коллективе. У несовершеннолетних развивается усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Они практикуются в решении проблемных ситуаций, обретают уверенность. Приобретенные подростками знания и навыки непременно пригодятся им в дальнейшем профессиональном становлении.

В рамках реализации мероприятий Комплекса мер «Развитие эффективных социальных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми и улучшение условий жизнедеятельности детей в таких семьях на 2020 -2021 годы в реабилитационном центре «Солнышко» организована работа швейной мастерской. На своих занятиях инструктор по труду Куляпина В. А., работая по авторской программе «Мастерица», большое внимание уделяет приобщению подростков к творческому труду. Педагог применяет хорошо продуманную систему эстетического воспитания, что помогает развивать художественный вкус, учит понимать народное искусство, побуждает строить жизнь по законам красоты. Воспитанницы лучше ощущают радость труда, когда своими руками создают красивые швейные изделия. Чтобы добиться этого, девочки должны ясно представлять себе, как должно выглядеть отлично пошитое изделие. Для этого Вера Александровна показывает образцы готовой одежды, народные русские и мордовские костюмы, использует наглядность, видеофильмы, презентации. Особое внимание педагог обращает на эстетические требования к работам. Но в изготовлении швейного изделия важна не только внешняя красота, изделие должно отвечать своему назначению и технологичности. При этом под технологичностью понимается наиболее рациональный и доступный способ изготовления отдельных деталей и изделия в целом. Обучение различным видам технологии швейного мастерства, способствует усилению стартовых возможностей подростков на рынке труда, их профессиональному самоопределению, обогащает сознание детей новым содержанием, систематизирует накопленную информацию, развивает художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

На средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации для швейной мастерской было приобретено оборудование: оверлог трехниточный, швейные машины, утюг, отпариватель, маникен, гладильная доска, наборы тканей, игл, ниток, расходные материалы.

«На занятиях в швейной мастерской мы учимся изготовлению одежды своими руками, узнаем особенности и тонкости ремонта одежды, работаем на швейных машинах, занимаемся пошивом несложных изделий из ткани. Это будет иметь большое практическое значение в нашей взрослой жизни. Освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления изделий из ткани, мы сможем самостоятельно создавать свой неповторимый стиль и имидж, научимся ремонтировать свою одежду и тем самым экономить семейный бюджет» - делится своими мыслями 14- летняя воспитанница реабилитационного центра Наталья У.

Действительно ведь, научиться шить своими руками мечтают многие девочки, девушки и женщины. Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и способ экономии денег, а для воспитанниц реабилитационного центра, возможно, и первый шаг к будущей профессии.

Работу артмастерской Салтыкова В.В. строит по авторской программе «Весёлый художник», рассчитанной на детей 7 -15 лет. Занятия в артмастерской способствуют воспитанию у детей художественного вкуса, развитию творческой инициативы, самостоятельности, расширения кругозора и создают условия для овладения определенными знаниями, умениями и практическими навыками изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, формирования положительной мотивации к совместной творческой деятельности.

В процессе работы воспитанники получают новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, узнают много нового об инструментах, необходимых для творческой и художественной деятельности, осваивают технологические приемы и способы изображения, участвуют в игровых ситуациях, получают бесценный опыт созидательной деятельности. Разнообразие зрелищно-игровых приёмов способствуют формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству.
Занятия рисованием способствует оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и воображать. С помощью рисования, бисероплетения дети способны релаксировать, снимать напряжение, преодолевать негативные чувства и мысли. У детей развивается воображение и фантазия, креативность, развиваются моторные функции, положительно развиваются интеллектуальные способности.

В 2020 году на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации для работы артмастерской «Веселый художник» были приобретены витражные краски, краски для работы по ткани, багетные рамки, бисер и другие материалы. Благодаря этому поле для детского творчества значительно расширилось и приобрело новые возможности. Ребята с удовольствием осваивают технику витражной живописи, с интересом занимаются бисероплетением, развивают навыки в росписи по ткани. В реабилитационном центре «Солнышко» открыты постоянно действующие выставки детских работ.

Несовершеннолетние участвуют в различных детских конкурсах, как республиканских, так и общероссийских, и становятся победителями, призёрами и дипломантами.

Так в июне 2021 года в МБУК «Выставочный зал им. И.И. Сидельникова» г. Рузаевка Республики Мордовия состоялось торжественное открытие выставки работ воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко» «Город Солнца». Выставка творческих работ воспитанников проходила второй раз, на ней было представлено более 90 работ, выполненных в различных техниках и материалах. Это живописные и графические работы, изделия из бисера.

Таким образом, пройдя богатую школу творчества, воспитанники артмастерской «Весёлый художник» смогут в дальнейшем легче реализовать себя в жизни и профессиональном становлении.

Материал подготовила Шмыгина Т.И. зав.отделением социальной реабилитации

Тел. 8 (8342) 6 04 88