Из опыта работы воспитателя ГКУСО «СРЦН «Солнышко» по формированию социальной активности подростков

Из опыта работы воспитателя ГКУСО «СРЦН «Солнышко» по формированию социальной активности подростков

Формирование социальной активности личности воспитанников – сложный процесс. Социальная активность – это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта. Понятие «социальная активность» можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как процесс повседневного взаимодействия человека с окружающей средой, непосредственного участия индивида в создании комфортных условий жизнедеятельности, присутствия инициативы в поиске наиболее приемлемых приемов и средств самореализации, самоутверждения. Во-вторых, как качество, призванное обеспечивать повседневный характер реализации различных форм проявления социальной активности, наиболее типичными из которых являются самодеятельно-творческая, познавательно-трудовая, самообразовательная (самовоспитательная), коммуникативная, учебно-просветительская, социально-культурная, общественно-организационная.

Работая воспитателем, я пришла к выводу, что социализация воспитанников реабилитационного центра, становление их личности – это не что иное, как попытка «выживания». В процессе социализации подросток приобретает социальный опыт деятельности, который включает: ценностный опыт: нравственные нормы, ценности; операциональный опыт: общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие психологических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), реалистичности жизненных планов; опыт первичной активизации: оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений; опыт отношений и сотрудничества: коммуникативные знания, умения, умения решать конфликты, работать в команде, быть мотивированным; опыт рефлексии – способность к самоанализу, принятию решений, умение делать выбор и нести ответственность за свои поступки.

Самодеятельно - творческая форма социальной активности реализуется в ходе воспитательного процесса по средством участия ребят в жизнедеятельности группы, центра, проявления самостоятельности в принятии решений и готовности к адекватному осмыслению лучшего опыта деятельности; реализации способности критически оценивать свои успехи и недостатки, умения корректировать практические усилия для решения определенных задач. Предлагаю воспитанникам попробовать свои силы в различной деятельности (от создания слайдов, стенгазет, подготовки сообщения, до участия в конкурсных мероприятиях, концертах) и их же прошу дать собственную оценку, что из этого вышло. Развитие индивидуальности личности включает в себя и другие приёмы, которые помогают детям раскрыть свой потенциал.

Познавательно-трудовая форма социальной активности выражается в готовности и способности подростков к накоплению знаний в области профессиональной деятельности, в выполнении трудовых обязанностей.

Формы самообразования  и самовоспитания проявляются  в повышении уровня самооценки, расширения возможностей для самоутверждения в социуме. Стимулами в постоянном проявлении подобного рода социальной активности являются вовлечение воспитанников в совместную, коллективную, учебно-воспитательную, общественную работу; предоставление возможности продемонстрировать лучшие свои поступки и стороны характера.

Коммуникативная форма социальной активности связана с наличием умений и навыков установления, поддержания отношений человека с другими людьми, со стремлением принадлежать группе, быть понятым и принятым окружающими, готовностью и желанием сотрудничества, взаимодействия. Для этого веду работу по формированию и развитию культуры речи, положительного опыта взаимоотношений.

В соответствии с личностными интересами и запросами, реализацией права свободы выбора видов занятий, ярко выраженной индивидуальности веду работу по формированию учебно-просветительской активности, где главным источником является учебная деятельность. На начальном этапе ребятам трудно выбрать для себя уровень сложности заданий, выбрать партнёров по работе, работать самостоятельно и инициативно. И ещё труднее – определить личную позицию относительно какого-либо вопроса. Но я стараюсь внушить им уверенность в своих силах, помогаю буквально пошагово, учу учиться, разбираться в себе.

Принадлежность человека к конкретной историко-культурной общности, наличие духовно-нравственных ценностей, норм и правил поведения отражает социально-культурная форма. Проведя диагностику определяю уровень сформированности нравственности, воспитанности, самооценки. Провожу тематические диспуты, обсуждения на такие темы как «Я вижу этот мир так…», «Моё здоровье», «Я – хозяин своей жизни», «Человек свободного общества», «Профессиональное и личностное самоопределение», «Четвёртая власть. СМИ в современном мире», «Свобода и ответственность – выбор 21 века». На классных часах даю советы подросткам.

Одной из ведущей формы социальной активности является общественно-организационная  деятельность. Четкая организация жизнедеятельности подростков, общение, налаживание взаимоотношений обеспечивает всестороннее формирование личности. Одной из наиболее значимых форм проявления общественно-организационной формы социальной активности является гражданская активность личности. С целью воспитания гражданской активности личности, патриотизма мною разработана авторская программа «Я-человек. Я-гражданин.». Основные принципы работы по этой программе способствуют формированию нравственной устойчивости, активности детей в социальных сферах жизнедеятельности, направленных на обеспечение интересов Отечества; привитие детям уважения к своим родителям и традициям; формированию желания вести здоровый образ жизни, иметь активную позицию по жизни и по отношению к своему здоровью.

Таким образом, построенная мною работа вносит существенный вклад в воспитательный процесс и способствует развитию социально активной личности подрастающего поколения.

 

 

 

Материал подготовила воспитатель Шаменева Т.Е.

Контактный телефон 8 (83451) 6-04-89