Популяризация здорового образа жизни, вовлечение детей и подростков в занятия физкультурой и спортом
Из опыта работы воспитателя Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» Червяковой Людмилы Александровны г.Рузаевка.
В ГКУСО РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» я работаю 19 лет.
В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю физкультурно-оздоровительной работе с детьми и подростками, формированию у них стремления к здоровому образу жизни. Провожу оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, спортивно-конкурсные и игровые программы, спортивные праздники. Вся моя работа обусловлена тем, что в реабилитационный центр поступает большое количество детей часто болеющих, ослабленных, недостаточно физически развитых, имеющих вредные привычки.
Стараюсь, чтобы мои мероприятия проходили ярко, насыщенно, плодотворно, ведь результат моей активной деятельности - это повышенный интерес детей к физкультуре и спорту, горящие азартом глаза, воспитание таких качеств как целеустремленность, уверенность в собственных силах, стремление к победе.
Тщательно подбираю комплекс утренней зарядки, так как она направлена, главным образом, на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, и в то же время, создает бодрое, жизнерадостное настроение.
Утренняя зарядка воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Зарядку провожу на свежем воздухе и в спортивном зале, используя гимнастические палки, малые мячи, мячи – «ежи» и другой спортивный инвентарь.
Большое внимание уделяю подвижным играм. С помощью игр воспитанники овладевают полезными двигательными действиями и упражняются в них. Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения и творческие возможности для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. Физические качества развиваются и совершенствуются в процессе подвижных игр. По основной направленности распределяю игры следующим образом: подвижные и спортивные игры, игры с элементами спорта, игры – эстафеты, игры сотрудничества, интеллектуальные игры.
С целью совершенствования волевых качеств, развития двигательных навыков и приобщения детей к здоровому образу жизни использую игры – эстафеты. Это – одна из разновидностей подвижных игр командного характера. Команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. Эстафеты эмоциональны, требуют строгого соблюдения установленных правил, дисциплинируют участников, приучают их управлять своими эмоциями, совершенствуют волевые качества.
Особой популярностью у детей пользуются такие игры как «Юнармейцы», «Тайна черного ящика», «В здоровом теле – здоровый дух», «60 минут здоровья», «Дорожная азбука», «Два корабля», «Подрастем, ребята, и айда в солдаты».
Для сплочения детского коллектива и развития самооценки, провожу игры - сотрудничества. В этих играх нет проигравших, это игры признательности и сопереживания. Проводя эти игры, я сделала вывод, что именно с помощью этих игр у детей проходит боязнь поражения и ощущения неудачи, растет уверенность в себе. Это такие игры как «Дракон», «Охотники», «Большая черепаха» и другие.
Для укрепления здоровья и выносливости мы с воспитанниками отправляемся в походы. Если это походы к прудам или рекам, преимуществом является вода, в частности обливание и купание. Организую различные виды походов: эко-походы, пешие походы, походы с использованием транспорта, пешие прогулки, вылазки на лыжах. Воспитанники с большим желанием участвуют в туристических походах.
Каждый год в зимнее время организую разнообразные соревнования на лыжах, коньках и санках, лыжный и конькобежный кроссы, «Улётные старты на санках», спартакиады.
Помимо подвижных игр провожу и интеллектуальные: по шахматам - «Белая ладья», шашкам - «Чудо - шашки», «Турнир трёх игр». Шахматы и шашки - игры, которые позволяют одновременно развивать у детей логические, аналитические, дедуктивные, прогностические способности, память, быстроту мышления. В «Турнир трёх игр» входят три этапа: игра в уголки, игра в поддавки и игра в русские шашки. Я считаю, что турнир положительно влияет на умственные способности воспитанников: они лучше учатся, успешней поступают в техникумы и вузы.
Чтобы физкультурные занятия были более эффективным, использую различные формы и методы работы: тренировки в спортивном и тренажерном залах, круговые тренировки, устраиваю полосы препятствий. Для гармоничного развития и укрепления здоровья ребята занимаются в тренажерном зале.
Тренажерный зал в нашем учреждении оснащен различными оздоровительными тренажерами: «Наездник», «Велотренажер», «Бегущий по волнам», «Атлетик» и другие. Главное лечебное и профилактическое значение тренажеров заключается в возможности одновременной тренировки всех мышечных сегментов тела и точного дозирования нагрузки. В круговой тренировке использую различные снаряды и спортивный инвентарь. Все движения хорошо знакомы детям, так как это занятие провожу на закрепление двигательных навыков. Физкультурные занятия в форме круговой тренировки развивают у детей моторную память, творческое мышление, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, ловкость и самостоятельность в выполнении движений.
Для развития у детей и подростков быстроты, внимания, точности, силы и создания положительных эмоций, постоянно провожу соревнования по настольному теннису, армрестлингу, дартсу, волейболу, пионерболу, легкоатлетические кроссы.
С целью популяризации Олимпийских игр и формирования позитивного отношения детей к спорту организую проведение малых Олимпийских Игр. В игру входят соревнования по традиционным видам спорта и упражнениям, а также Олимпийские викторины. Соревнования пользуются большой популярностью среди детей, воспитывают любовь к своей малой родине, гордость и уважение к своей стране, повышают уровень физической подготовки.
В результате моей работы воспитанники получают новые знания, умения, навыки, физически самосовершенствуются, формируют в себе целеустремлённость, устойчивость к негативному воздействию внешней среды, приобщаются к физкультуре и спорту, здоровому образу жизни.