Разработка программы танцевально-двигательной терапии по коррекции психомоторных нарушений у людей пожилого возраста
Цель программы: коррекция моторных и эмоциональных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии.
Задачи программы:
- развитие психомоторной активности;
- расширение диапазона и потенциала движений;
- развитие психомоторных способностей;
- снижение уровня личностной тревожности;
- формирование положительного образа физического Я;
- улучшение психологического самочувствия во время взаимодействия с другими людьми;
- использование основных упражнений, которые в дальнейшем могут быть использованы пожилыми людьми самостоятельно.
Принципы, лежащие в основе проведения программы:
- Принцип не нанесения ущерба.
- Принцип доброжелательности, внимательности.
- Принцип развития через конкретную деятельность и упражнения (танцевально-двигательная терапия).
- Принцип систематичности.
- Принцип возникновения личной заинтересованности человека.
В результате полученных данных по методике САН можно сделать следующие выводы, в начале курса танцевально-двигательной терапии показатели по самочувствию активности и настроению были достаточно низкими, по сравнению с результатами в конце курса занятий. Особенно хочется заметить, что показатели в графе самочувствия и настроения после курса ТДТ располагаются в диапазоне выше 5 баллов, что свидетельствует о благоприятном состоянии испытуемого. Можно сделать вывод, что занятия танцевально-двигательной терапией оказали благотворное влияние на субъективное психоэмоциональное и физическое состояние организма пожилых людей. У всех респондентов показатели самочувствия и настроения выросли заметно, что не сказать про показатель активность, у троих испытуемых (Глушенкова, Харковенко, Морозова) этот показатель снизился, что говорит, об усталости и простых физических недомоганиях в этом возрасте. У остальных участников этот показатель вырос после танцевально-двигательной терапии.
Основной задачей танцевального терапевта в данном процессе является поддержка пожилых людей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они научились замечать свое тело, ощущения, научились чувствовать свой мышечный тонус, вернуть интерес к танцам, помочь найти ресурсные состояния, что является важным для снятия психоэмоционального напряжения.