Из опыта работы по формированию готовности дошкольников к обучению в школе воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Солнышко» Рагимовой Т. Р.
Поступление в школу - начало нового этапа в жизни ребенка, который не всегда проходит гладко и беспроблемно. Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовность к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе. Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ребенок должен научиться целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. Подготовка детей к обучению в школе осуществляется на занятиях на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Основной деятельностью, внутри которой формируются и развиваются компоненты готовности к школе, является игра. Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития личности. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие черты свободной игровой деятельности - выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. Существуют разные игры: сюжетно-ролевые, игры с правилами и т. д. Каждые вид игр вносит свой вклад в подготовку к школе. Сюжетно-ролевые игры влияют на развитие социально-нравственной, эмоциональной и интеллектуальной сфер будущего школьника. В игре происходит моделирование детьми поведения взрослых людей, осуществляется перевод реальных отношений на язык игровых образов. А это сложная интеллектуально-практическая деятельность. Сила сюжетно-ролевой игры - в ее самостоятельности и коллективном характере. Она всегда предполагает воображаемую ситуацию. Игры с правилами: дидактические, подвижные, настольно-печатные. В этих играх отрабатываются механизмы будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. д.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнивать, проанализировать, измерить, сосчитать). Игровое поведение определяется правилами. Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, исполнения одновременно нескольких правил (точно следовать в отсчете движения фишки показаниям брошенного кубика, следить за действиями играющих). Остановлюсь на играх, способствующих развитию у будущих школьников произвольного внимания, памяти. С этой целью использую игры: "Самый зоркий" ( детям на несколько секунд показывается та или иная картинка, затем она прячется и ее следует отыскать среди других), "Исчезнувший предмет" (для игры необходимо от 6 до 10 предметов, задача- внимательно посмотреть на игрушки и постараться их запомнить. Затем дети закрывают глаза, в это время прячу 1,2 или 3 игрушки. После этого дети называют, какие игрушки исчезли), "Зеркало" (ведущий придумывает движения, а остальные должны в точности его повторить), "Найди футболистов в одинаковой форме" (картинка, где изображены 8-12 футболистов, 2-3 футболиста имеют одинаковую форму, задача- кто быстрее найдет), «Зашумлённые картинки»(карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыты изображения) и др. Для развития логического мышления использую игры: «Что лишнее?», "Отгадывание загадок", "Угадай по описанию" и др. Формированию умения контролировать свои действия и действия сверстников способствуют игры "Варежки" (необходимо найти пары одинаковых варежек, подбор происходит по нескольким признакам: размер, узор и наличие варежек на правую и левую руку, в игру вводятся контролеры, которые оценивают точность выполнения задания), "На фабрике" (подобрать тапочки по парам) и др. Также использую игры связанные с поиском отличий и ошибок в двух изображениях ("Чем отличаются картинки", "Какие ошибки допустил художник" и др.) Участвуя в подобных играх, дошкольник учится сосредоточивать внимание, сравнивать предметы, анализировать. Развивает внимание игра "Найди фрагменты изображения". Чтобы выполнить подобное задание, нужно внимательно рассмотреть изображение, разглядеть детали, мысленно разбить изображение на отдельные фрагменты, т. е. требуется активная умственная деятельность. Будущему школьнику необходимо приобрести умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать задание и действовать в соответствии с ним. Этому способствуют игры: "Разнеси письма" (задача: разнести письма по домам в соответствии с описанием, например, письмо ждут в домике с красной крышей, в 2 этажа, с голубой дверью), "Слово заблудилось" (произносятся фразы, в которых используются неподходящие по смыслу слова, необходимо назвать нужное слово). Большие возможности для воспитания будущих школьников заключены в разных видах ручного труда. Его содержание разнообразно: работа с бумагой, картоном, с природным материалом. В процессе создания поделок формируются настойчивость, старательность, целеустремленность, формируются навыки обращения с разными материалами и инструментами.
Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимосвязанных моментов: развитие ручной умелости, развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения, развитие изобразительных и графических умений детей. Развитие ручной умелости. К старшему дошкольному возрасту ребенок без труда застегивает пуговицы, завязывает шнурки на обуви. Если у кого-либо из детей в группе не получается, помогаю приобрести соответствующий навык с помощью упражнений и тренировок. Для развития кистей рук организую игры с мелкими предметами, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из пластилина. Чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения : аппликации, вырезывание ножницами различных фигурок, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Письмо связано с умением ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо уделять внимание развитию пространственных ориентировок. Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов. Провожу упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей, расположением строк, с листом в линейку и клетку). Такие выражения: "верхняя строка", "нижняя строка", "верхний правый (левый) угол", "нижний правый (левый) угол", "середина страницы", "первая, вторая строка" и т. д. должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клетки, зарисовка геометрических фигур и т. д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитать клетки, расстояния между фигурами. Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут быть считалки, зарядка со словесным сопровождением. Они произносятся в различном темпе и соответственно меняется быстрота движения руки. Важнейшую роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Наблюдения показывают, что у части детей сформирован неправильный навык обращения с пишущими предметами (карандашом, фломастером, ручкой). Он проявляется в неправильном положении пальцев. О недостаточной работе пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Поэтому систематический контроль за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного навыка. Упражнения, необходимые дошкольнику для подготовки к письму. Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров. Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. Обращаю внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено ровно, аккуратно. Приучаю детей не спешить. Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Необходимо показать, как она выполняется, проконтролировать параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Для упражнения в штриховке использую готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение готовых трафаретов. Положив трафарет на лист бумаги, дети левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к их штриховке. Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо, снизу вверх. Использую также различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, крючков, линий, треугольников), в тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма. В начале занятия надо показать детям, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем это движение имитируется в воздухе. Потом дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента самостоятельно. Постоянно надо следить за позой ребенка во время письма.
Мотивационная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач: 1.Способствовать формированию у детей правильных представлений о школе и учении; 2.Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к школе; 3.Способствовать формированию опыта учебной деятельности. Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе использую различные формы и методы работы: беседы о школе, чтение рассказов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы по ним, проведение дидактических игр, рисование школы и игра в школу. Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе, значение обучения для людей ( например, сказка о Незнайке, который не умел читать и заблудился в городе; о Буратино, который вместо школы отправился гулять и чуть не попал в беду). Также можно прочитать детям рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок». При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Мотивационную готовность детей к школе можно и нужно повышать через игру. Игра «Школа» является традиционной игрой для детей старшего дошкольного возраста. При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания. Сюжетно-ролевая игра может быть на тему «На перемене», «На уроке». Просматривание иллюстраций на тему «Школа» дает возможность детям образно представить процесс обучения в школе. Рисование на тему «Школа». Дети изображают в рисунках свои представления о школе, о процессе обучения, которые у них имеются, отражают личностное отношение к школе, учебе. Можно предложить название рисункам: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться». Дидактические игры: «Правильно - неправильно», в которой детям предлагаются ситуации (на картинках и в устной форме), встречающиеся в школьной жизни. Необходимо проанализировать и оценить поведение учеников в предложенной ситуации. Игра «Собери портфель». Детям нужно правильно собрать школьные принадлежности в портфель, выбрать именно те предметы, которые, необходимы ученику. Затем проанализировать вместе со всеми выбор каждого предмета. Таким образом, суждение о подготовленности к школьному обучению складывается из многих показателей, отражающих сферы формирующейся личности ребенка: интеллектуальную, социально-нравственную, волевую, мотивационную. Постоянное наблюдение за ходом развития детей, их поведением, учетом состояния знаний, умений, навыков каждого ребенка позволяют своевременно выявить отставание некоторых детей, обнаружить прогрессивные тенденции детского развития и создать условия для полноценной подготовки всех воспитанников к школьному обучению