Ответственность граждан при получении мер социальной поддержки
Система государственного социального обеспечения предусматривает целый комплекс мер социальной поддержки граждан, в виде единовременных, ежегодных и ежемесячных выплат, доплат, надбавок, компенсаций, пособий, субсидий предоставление которых обусловлено разными обстоятельствами, материальным положением, возрастом, стажем работы, профессией, наличием определенной категории, обучением в образовательной организации, регистрации по месту жительства (пребывания), состоянием здоровья и т.п.
Для получения мер социальной поддержки граждане либо их законные представители, а также лица, действующие в силу полномочий, основанных на договоре или доверенности дают согласие на обработку персональных данных и предоставляют в государственные казенные учреждения по социальной защите населения различного рода документы, удостоверяющие эти факты, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подлежат личному представлению (документы, удостоверяющие личность гражданина;свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния; документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина; документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы; документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия и т. д.).При этом, заявители (законные представители), несут ответственность за представление заведомо ложных и (или) недостоверных сведений.
Меры социальной поддержки могут устанавливаться как бессрочно, так и на определенный период времени либо до наступления какого-либо события. В связи с этим лица, получающие такие выплаты, обязаны сообщать в государственные казенные учреждения по социальной защите населения, осуществляющие выплаты, о наступлении событий и фактов, служащих основанием для прекращения либо приостановления мер социальной поддержки или изменения их размера (увольнение; трудоустройство; утрата льготного статуса; изменение общей площади занимаемого жилого помещения и т. д.).
Ответственность за представление заведомо ложных и (или) недостоверных сведений либо за сокрытие информации, путем умолчания о фактах, влекущих прекращение мер социальной поддержки или влияющих на их размер предусмотрена статьей 159.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Мошенничество при получении выплат».
Суммы, необоснованно полученные гражданами вследствие злоупотребления правом (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения выплат), подлежат удержанию в последующих периодах, а при прекращении выплат возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.