Наиболее эффективные методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении определяется характером ее проблем. В работе с семьями, находящимися в социально опасном положении специалисты ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» применяют такие методы работы :
Беседа. Этот метод, во-первых является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Специалист помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи.
Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт в семье, в школе, между сверстниками. Прежде всего, специалист выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников - это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего - это общая деятельность)
Консультирование. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным.
Метод социального патронажа. Вид социального обслуживания клиентов групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении, оказании гражданам необходимой поддержки. Во время патронажа специалист посещает квартиру, дом обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети, семья. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке.
У специалиста, благодаря социальному патронажу, появляется возможность проведения доверительных бесед, освобождающих родителей от страха и неуверенности перед лицом официальных инстанций.
При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден.
В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей специалистам нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях мы : не отвечаем грубостью, не повышаем голос на собеседника; ведем себя тактично; патронаж семьи осуществляем двумя специалистами, либо в союзе с представителями полиции, КДН, органов опеки и попечительства.
Специалист должен помнить, что его главный аргумент - защита прав и интересов несовершеннолетних.