Расстройство аутистического спектра (РАС) (рекомендации родителям)
Аутизм является сложным нейробиологическим отклонением, которое обычно сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Аутизм встречается во всех социальных группах, он в 4 раза более вероятен у мальчиков, чем у девочек. Аутизм мешает способности человека общаться и строить отношения с другими людьми. Симптомы могут варьироваться от очень незаметных до весьма серьезных. Все эти отклонения характеризуются различными степенями ухудшения в навыках коммуникации и социальных способностей, а также навязчивым поведением.
Как правило, расстройства аутистического спектра диагностируют более точно в возрасте 3-х лет, хотя предварительный диагноз обычно можно поставить детям в возрасте от полутора до 2-х лет. Очень важным представляется ранняя диагностика аутизма и оказание как можно более ранней помощи таким детям. При условии максимального раннего выявления случаев с РАС и раннего начала коррекции, безусловно, возникает шанс достижения максимального эффекта в терапевтическом воздействии и в конечном результате.
Каждый ребенок развивается своими темпами, и порой трудно точно определить, когда ваш ребенок должен начать пользоваться теми или иными навыками. Указанные ниже этапы развития дадут вам общее представление о том, каких изменений следует ожидать по мере роста ребенка.
ОТ 3-4 МЕСЯЦЕВ:
-
ребенок с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;
-
начинает узнавать предметы и людей;
-
улыбается при звуке вашего голоса;
-
начинает улыбаться при общении;
-
поворачивает голову на звуки.
7 МЕСЯЦЕВ:
-
ребенок начинает реагировать на эмоции окружающих людей;
-
может находить не тщательно спрятанные предметы;
-
изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;
-
тянется к предметам , находящимися на удаленном расстоянии;
-
выражает радость или недовольство голосом;
-
произносит наборы звуков.
12 МЕСЯЦЕВ (ГОД):
-
ребенок начинает охотно подражать окружающим;
-
пытается произносить больше звуков;
-
становиться очевидным, что ребенок вас понимает;
-
может находить спрятанные предметы;
-
реагирует на «нельзя»;
-
изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
-
«разговаривает» сам с собой на разные лады;
-
может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;
-
реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.
18-24 МЕСЯЦА:
-
ребенок подражает поведению окружающих;
-
радуется обществу других детей;
-
понимает многие слова;
-
находит тщательно спрятанные предметы;
-
указывает на называемые картинки и предметы;
-
начинает сортировать предметы по форме и цвету;
-
начинает играть в простые игры с воображением;
-
начинает узнавать имена знакомых ему людей и названия предметов;
-
может выполнять простые поручения;
-
может произносить предложения, состоящие из двух слов, например, «еще печенья».
3 ГОДА:
-
ребенок начинает открыто выражать нежное отношение к другим и имеет более обширный диапазон эмоций;
-
может заводить механические игрушки, играть в игры с воображением;
-
сортирует предметы по форме и цвету;
-
сопоставляет предметы с картинками;
-
выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
-
пользуется простыми предложениями при общении, например: «пойдем…качели...качаться»;
-
правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);
-
начинает использовать множественное число («машины» «собачки»).
Важно помнить, что расстройство аутистического спектра фактически является нарушением развития, мешающим ребенку нормально взаимодействовать с внешним миром. В результате ребенок растет обособленным, старается поменьше взаимодействовать с людьми, пытается самостоятельно формировать себе все необходимые ощущения. Взрослые в этом случае просто используются такими детьми, как средство получения каких-либо ощущений или объектов (например: тянет за руку в направлении холодильника, чтобы ему что-то достали). При этом ребенку может быть гораздо важнее получить что он хочет, чем взаимодействие со взрослым в этот момент.
В настоящее время не существует лечения от аутизма, но комплексный подход к медицинскому обследованию и коррекционно-развивающим занятиям, а также получение родителями достоверной информации позволяет максимально скомпенсировать и адаптировать ребенка. Диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании наблюдения за ребенком, рассказа родителей и проведенных диагностических исследованиях. Существуют различные диагностические методики, позволяющие с большой вероятностью выявить аутизм у ребенка (CARS, M-CHAT, ADOS, ADI-R), некоторые из них могут быть проведены в достаточно раннем возрасте. Опросник M-CHAT может быть проведен самостоятельно родителем, например, если попасть к врачу не представляется возможным, а ребенок беспокоит Вас своим поведением.
Что же должно насторожить родителя и послужить поводом для обращения к специалистам:
-
ребенок избегает контакта (не смотрит в глаза, не отзывается на имя, не пользуется мимикой и жестами, предпочитает играть один, избегает прикосновений, особенно легких, могут сохраняться младенческие взаимоотношения с матерью или с другим значимым взрослым);
-
сильно реагирует на некоторые сенсорные стимулы (громкие звуки, свет, ощущения на коже и т.д.);
-
не имитирует (повторяет) действия взрослых («разговор по телефону», «чистит обувь» и т.д.) или эти действия не разнообразны, а повторяет какое-то одно и сложно переключается с него;
-
не интересуется игрой детей на площадке, не наблюдает за ними или не понимает смысла игр, может просто бегать со всеми;
-
сильно реагирует на смену привычного ритма жизни, маршрута на прогулке;
-
может отставать в развитии речи вплоть до её отсутствия и непонимания обращения;
-
может иметь стереотипно повторяющиеся действия (махать руками, прыгать, вертеться на месте, крутить предметы, выстраивать предметы в ряд, повторять какое-то слово, звук и т.д.) и быть очень ими увлечен, часто его очень сложно отвлечь, или может расстраиваться если ему не давать это делать;
-
часто существует проблема в избирательности в еде, иногда может употреблять только пару каких-нибудь продуктов, может есть продукты только определенного цвета или температуры или только протертое;
-
может не переносить какие-то запахи или наоборот, постоянно нюхать какие-нибудь предметы и объекты;
-
интересоваться специфическими предметами, например, по определенному признаку – все длинное или все круглое, или все красное, находить их везде, разглядывать, манипулировать;
-
часто интеллектуально развивается с опережением, может рано выучить алфавит, цифры, иностранные алфавит, цвета, формы, животных, птиц, насекомых, марки машин и т.д. Этому чаще всего нет практического применения;
-
в раннем детстве может быть тревожным ребенком, который успокаивается только на руках при укачивании, в машине при езде и т.д., или наоборот быть «удобным» малышом, предпочитать находиться в одиночестве в коляске или кроватке, засыпать самостоятельно;
-
развитие малыша может идти обычным образом, а потом наступить регресс функций (была речь и пропала, был указательный жест и пропал) или же родители изначально замечают особенности в поведении ребенка;
-
могут быть некоторые особенности телесного восприятия – может не реагировать на боль или наоборот, замечать на теле малейшие повреждения, царапинки;
-
ребенок может ложиться на пол и разглядывать предметы, которыми он манипулирует (отличается от игры тем, что нет сюжета – машинка просто катается взад-вперед, просто вертится мячик, кубик или колечко от пирамидки).
Если вы наблюдаете у ребенка что-то из вышеперечисленного, то надо максимально быстро получить консультацию грамотного специалиста и максимально рано начать коррекционно-развивающие занятие с профильными специалистами, которые ориентируются в специфики данной проблемы.
Так как лечение от аутизма не существует, то даже при еще не поставленном диагнозе, а только подозрении на него ребенку важно начать коррекционно-развивающие занятия, которые затрагивали бы все сферы развития (моторную (двигательную), сенсорную (занятия, направленные на адаптацию и получение максимального количества ощущений) эмоционально-аффективную (ребенок должен испытывать, разделять эмоции – радоваться, грустить, сердиться и уметь регулироваться, то есть контролировать свои чувства, иметь способность успокоиться самостоятельно).
Надо помнить о том, что, несмотря на различные занятия и детский сад, ребенок максимальное количество времени проводит в семье, и все члены семьи должны принимать активное участие в его повседневной жизни. Если ребенок не заинтересован в общении и контакте, надо искать зону интересов ребенка и максимально включаться в его деятельность и пытаться ее расширить, если вы будите в «зоне» интересов ребенка, то он постепенно будет вступать во взаимодействие с вами. Научиться взаимодействовать внутри семьи – сможет перенести свои навыки и на других людей, а значит сможет успешно адаптироваться в обществе.
Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. Раннее социально-педагогическое вмешательство сфокусировано на удовлетворении особых потребностей в развитии, адаптации и социализации младенцев и детей раннего возраста.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ (направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни).
-
Двигательные (моторные) навыки (полностью освоить объем моторных движений в соответствии с возрастом);
-
Социально-коммуникативные навыки (взаимодействовать с окружающими, понимать социальный контекст ситуации, быть заинтересованным в общении, играть с партнером);
-
Речевые навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
-
Когнитивные навыки (воспринимать, запоминать, обнаруживать причинно-следственные связи, обобщать, анализировать, размышлять);
-
Навыки самообслуживания (самостоятельно принимать пищу, снимать и надевать одежду, мыться, чистить зубы и т.д.).
Основная особенность индивидуальной программы ранней помощи в том, что она носит непрерывный и длительный характер. Также должны быть предусмотрены регулярные консультации семей специалистами (врачами, психологами, педагогами, логопедами, физическими терапевтами).
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ДОПУЩЕНЫ РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Инфантилизация – распространенная ошибка в общении с детьми с ОВЗ любого возраста. Заключается она в том, что из-за сниженной функциональности ребенка его воспринимают младше его реального возраста, относятся к нему, как к младенцу, предъявляют сниженные требования относительно самоконтроля, саморегуляции, приобретенных ребенком навыков.
Инвалидизация - это тоже распространенный способ восприятия особых детей. Заключается он в том, что ребенка как бы выделяют в отдельную группу. «Есть обычные дети, а есть ты». Это не совсем правильный подход. Конечно, у ребенка с ОВЗ есть особенности, но это не значит, что он должен быть отделен от других детей и взрослых.
ВАЖНЫЕ ВЕЩИ, О КОТОРЫХ НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ:
-
У ребенка должны быть обязанности. Обычные бытовые действия. Пусть самые простые, но ребенок должен ощущать себя нужным, полезным, самостоятельным.
-
Ребенку нужны личные вещи. Часто складывается так, что у ребенка, кроме одежды, нет ничего своего. Игрушки есть дома, но он до конца не считает их своими и не отвечает за них. В поездках всё необходимое, как правило, находится у мамы в сумке. Это не совсем правильно. У ребенка должен быть свой рюкзак или сумка, куда он сможет положить, то, что считает нужным. Вода, еда, нужные ему игрушки или вещи. Это позволит ему чувствовать себя более независимым и отвечать за принятые решения. Если он что-то забыл, то в следующий раз он вспомнит, что это нужно взять с собой.
-
Навыки самообслуживания. Как бы долго ребенок ни надевал ботинки, если у него есть возможности для этого, позвольте ему это сделать самому. Просто отведите для этого достаточно времени. Это важная часть самосознания ребенка и необходимый навык для последующей жизни.
-
У ребенка должна быть возможность общаться с другими людьми. Детьми и взрослыми. Берите его с собой в гости, в магазин, куда есть возможность. Гуляйте на детской площадке. Не надо ограничивать возможность общения. Обычные дети, как правило, быстро приспосабливаются и, если вы не будете демонстрировать чрезмерной тревоги, то и вашему малышу, и другим детям будет комфортно.
-
Ребенок должен иметь средства коммуникации. Если ребенок не говорит, тем не менее, у него должна быть возможность что-то попросить или от чего-то отказаться. Нужна приемлемая система коммуникации. Это могут быть жесты или картинки, или тот способ, который подойдёт лично вашему ребенку.
-
Оберегая ребенка от взаимодействия с другими, делая все за него, вы мешаете ему развивать необходимые коммуникативные навыки и ограничивается стимул к развитию.
Как же действовать родителю ребенка, который уже вышел из младенческого возраста, и ему необходимо адаптироваться и развиваться?
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ:
-
Обеспечить ребенку необходимые коррекционные занятия. Ребенок должен заниматься со специалистами, которые помогут ему скорректировать те сферы развития, которые сформированы недостаточно хорошо. Комплекс занятий для каждого ребенка индивидуален. Важно не ограничиваться одним направлением. Часто родители допускают распространенную ошибку. Вычленяют только значимую для себя сферу развития и занимаются только ей. Чаще всего это речь. Наруше12 ния речи – это комплексная проблема, которую логопед не сможет решить в одиночку. Речь – сложная и высокоуровневая функция, причины ее нарушения обычно кроются в других областях. Проконсультируйтесь со специалистами, чтобы подобрать оптимальный набор занятий лично для вашего ребенка.
-
У ребенка должна быть возможность включения в детский коллектив. Есть разные способы решения этой задачи. Если функциональность ребенка позволяет ему посещать обычный детский сад, этой возможностью обязательно надо пользоваться. Пусть не каждый день и не на весь день, но никакая коррекционная работа не заменит общения со сверстниками. Пусть у вас складывается ощущение, что ребенок не видит других детей и не общается с ними. Он улавливает происходящее, интересуется другими детьми, просто интегрирован в силу своих возможностей. Не торопите события, не включайте ребенка во взаимодействие насильно. Он должен почувствовать готовность к интеграции и делать это в той степени и таким способом, как ему будет комфортно. С руководством конкретного ДОУ можно договориться о присутствии вашего ребенка. Если ребенку трудно адаптироваться самому или требуется дополнительное сопровождение, возможно организовать его пребывание в саду с тьютором. Если возможно посещать только коррекцонный сад, это также важный для ребенка опыт и не надо им пренебрегать, тем более, что в коррекционных садах дети, помимо общения, еще получают коррекционные занятия.
-
Кроме детского сада ребенку было бы полезно позаниматься в дополнительных кружках или секциях. Это могут быть спортивные секции или творческие мастерские. В таких местах можно договориться о присутствии родителя или тьютора, если ребенку необходима помощь. Но по мере возможностей включение ребенка в досуговые занятия с другими детьми будет для него благотворным.
-
Если ребенок достиг возраста, близкого к школьному, ему надо дать возможность подготовиться к школе и школьной ситуации. Если есть возможность интегрироваться в группу подготовки к школе, это стало бы для ребенка полезным опытом. Здесь внимание стоит фокусировать не столько на усвоении ребенком материала, сколько на выработке произвольности, самоконтроля и нахождения в классе.
ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ:
-
Не уходите с головой в реабилитацию и коррекционные занятия. У ребенка должно быть свободное время и личная жизнь. Не бойтесь, что теряете время. В «выходные» у ребенка появляется возможность отдохнуть, усвоить накопленные на занятиях навыки и сама по себе среда, отдых и общение с близкими развивают ребенка не хуже занятий.
-
Не бойтесь «заниматься ерундой» выражать свои чувства, общаться, смеяться, веселиться, плакать, обниматься, брызгаться водой, кидаться подушками и так далее. Это и есть жизнь. Это и есть детство. За вас это не сделает ни один коррекционный педагог.
-
Забывать о себе. Многие родители так упорно концентрируются на реабилитации ребенка, что полностью забывают о собственном досуге, здоровье и настроении. Помните, самое важное, что нужно ребенку, с особенностями или без – это здоровые, счастливые родители! Отдыхайте, занимайтесь любимыми делами, следите за собой, будьте собой. Это ничуть не менее важно, чем занятия с ребенком.
-
Поиск «волшебной таблетки». Сейчас очень много разных способов и механизмов коррекции и реабилитации. И часть родителей мечутся между методами и подходами, меняя разные способы и уходя в каждый новый период с головой. Практика показывает, что, во-первых, наиболее эффективным является комплексный подход к реабилитации, во-вторых, частая смена методов дестабилизирует ребенка.
-
Бояться неудач. Важно помнить, что неудачи – это такой же важный опыт, как и успехи. Это путь, это движение, это исследование своих возможностей.
По всем интересующим вас вопросам, в том числе по вопросам наличия в вашем субъекте РФ квалифицированного центра, оказывающего помощь родителям, воспитывающим детей с РАС, можно обращаться:
ЦЕНТР «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР»
-
http://solnechnymir.ru
-
По общим вопросам e-mail: info@solnechnymir.ru
-
По вопросам обучения e-mail: edu@solnechnymir.ru
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПАРТИЙНЫЙ ПРОЕКТ «ЕДИНАЯ СТРАНА – ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
-
https://proekty.er.ru/node/6590
-
http://edinayastrana.ru
-
е-mail: esds@rfpi.ru
-
Контактный телефон: 8 (495) 737-80-85