Ранняя помощь семьям с детьми
До недавнего времени эта помощь начиналась, когда ребенку исполнялось 3-и и более лет. Современные исследования в области физиологии детского мозга убедительно доказали, что мозг ребенка обладает удивительной пластичностью, и развивающая помощь должна начинаться максимально рано. Специалисты приходят на помощь семье буквально с первых дней жизни ребенка, и такой вид помощи получил название – «ранняя помощь детям и семьям».
Ранняя помощь детям и семьям в первую очередь предоставляется семьям, которые растят ребенка в возрасте от рождения до 3-х лет, имеющего установленную задержку в развитии или трудности освоения обычных навыков в повседневной жизни, а также, если у ребенка есть риск возникновения задержки. Такой риск возникает в случаях, когда у ребенка серьезно нарушено здоровье или он живет в неблагоприятной социальной среде. Ранняя помощь детям и семьям не специализируется на помощи детям с какими-либо отдельными нарушениями или трудностями. Если помощь нужна, любая семья может обратиться к специалистам. Также, если родители испытывают беспокойство о развитии ребенка, специалисты ранней помощи с вниманием отнесутся к ним и помогут разобраться в ситуации.
Что такое ранняя помощь детям и семьям?
Ранняя помощь детям и семьям – это комплекс профессиональных действий специалистов направленных на:
- улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях, чтобы ребенок мог овладевать навыками, необходимыми ему для самостоятельной жизни в будущем. Это помощь родителям в вовлечении ребенка в жизненные ситуации, такие, как еда, умывание, купание, одевание и обеспечение его активного участия в них. Это помощь ребенку в освоении навыков общаться с другими людьми, строить с ними отношения, навыков передвигаться по дому и на улице, играть и познавать окружающий мир;
- формирование позитивного взаимодействия и отношений ребенка и родителей, бабушек, дедушек. Это помощь членам семьи в понимании особенностей и потребностей ребенка, обучение их навыкам отзывчивого ухода и создания для ребенка условий, когда он проживает беззаботное и счастливое детство. Это помощь семье растить эмоционально благополучного ребенка с чувством собственного достоинства;
- включение ребенка в среду сверстников и его интеграцию в общество. Это помощь и ребенку, и его родителям, и обществу в том, чтобы строить толерантное инклюзивное сообщество, когда дети с раннего детства растут все вместе, учатся общаться друг с другом независимо от имеющихся особенностей;
- повышение компетентности родителей и других членов семьи, чтобы увеличить их умение развивать ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС).
Известно, что маленькие дети учатся в общении с родителями и в повседневных делах. Если родители знают актуальные цели развития ребенка, умеют в любую активность вплести развивающие возможности для ребенка, они многократно увеличивают возможности ребенка учиться новым навыкам.
Эффекты от оказания ранней помощи детям:
- ранняя помощь начинается рано - на 1-м году жизни, захватывает наиболее чувствительные сензитивные периоды развития, когда эффект от вмешательства – наибольший. Для значительной части детей ранняя помощь – возможность достичь того уровня развития, который недостижим при более позднем начале помощи;
- ранняя помощь предупреждает возникновение вторичных нарушений в развитии у детей, что уменьшает у них ограничения жизнедеятельности в будущем;
- ранняя помощь поддерживает семьи, помогает им научиться обучать ребенка, что значительно повышает эффективность помощи;
- ранняя помощь детям помогает облегчить и нормализовать повседневную жизнь семьи;
- ранняя помощь помогает ребенку включиться в систему образования уже в детском саду, что в дальнейшем значительно облегчает участие ребенка в школьном обучении, а также снижает необходимость дорогостоящего специального образования.
Как оказывается ранняя помощь?
Функциональный подход, в рамках которого специалисты помогают ребенку приобретать, важные для его жизни навыки, необходимые ему в повседневной жизни, каждый день, например, играть, общаться с другими людьми, принимать еду, мыть руки, передвигаться. Они подбирают доступные для ребенка способы это делать, организуют окружающую среду, обучают родителей.
Вся помощь основывается на том, что уже умеет делать ребенок, на его сильных сторонах. Имеющиеся навыки становятся фундаментом для развития следующих. Поэтому вся работа специалистов позитивно ориентирована, никто не концентрируется на том, чего у ребенка нет, все мыслят категориями имеющихся потребностей и оценивают достижения, делая вперед шаги в развитии ребенка.
За более подробной информацией по работе Службы ранней помощи можно обратиться в ГКУ «Социальная защита населения по Большеберезниковскому району Республики Мордовия» по адресу: 431750, Республика Мордовия, Большеберезниковский район, с. Б-Березники,
ул. Ленина, д.6, тел.: 8 (83436) 2-24-94.