Иппотерапия в системе предоставления социальных услуг для несовершеннолетних детей.
В приюте с 2006 года систематически проводятся иппотерапевтические занятия, основанные на использовании такого нетрадиционного «психокоррекционного средства», как живая лошадь.
Благодаря сотрудничеству с общественной организацией Республики Мордовия «Иппотерапевтический клуб «Доверие» эти занятия проходят еженедельно и проводят их кандидат психологических наук, Морозова Н.Н., педагог-психолог Родюшкина А.П. Разработанная ими программа иппотерапевтических занятий адаптирована специально для детей, имеющих проблемы в развитии социального статуса, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2015 году педагог-психолог Родюшкина Анастасия Петровна с программой по иппотерапии участвовала в конкурсе по разработке и апробации методик и технологий в сфере социального обслуживания, организованного по инициативе Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия. Она стала победителем в номинации «Лучшая разработка и апробация методики и технологии при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания».
Работу для включения детей в иппотерапевтические занятия начинают с диагностики, дифференцированно подбирая тот комплекс упражнений, который наиболее эффективно будет воздействовать на те или иные показатели психосоциального развития определенной группы воспитанников приюта. После проведения комплекса реабилитационной иппотерапевтической работы с одной группой детей, отбирается следующая группа. Делается это с целью полноценной психомоторной интеграции.
С нетерпением воспитанники приюта ждут встречи с Лавриком и Матильдой, так как, именно эти, специально обученные лошади, обеспечивают возможность тесного телесного контакта с живым существом и получения ощущений, подобных прикосновению близкого взрослого человека.
Практикуется опыт иппотерапевтических занятий, когда в процесс реабилитации посредством лошади включается и родитель. Ребенок, который давно чувствует себя уверенно в ситуации иппотерапевтического занятия, становится гидом своего родителя и проводником в полный мир положительных эмоций взаимоотношений с лошадью. Он учит (чаще всего мать) правильно общаться с лошадью, кормить ее, чистить, объясняет правила безопасности. В дальнейшем родитель и ребенок вместе садятся на коня, причем ребенку предоставляется право управлять лошадью, а родитель должен обнять ребенка и таким образом держаться за него. Во многих случаях это первые родительские объятия за много лет. Однако при этом ребенок оказывается не опекаемым, а опекающим родителя, испытывает одновременно и чувство защищенности и чувство ответственности за свою мать. Сначала ребенок просто катает родителя на лошади, а затем учит его азам верховой езды. На последующих занятиях им предстоит не раз поменяться ролями, выполнять многие упражнения нарастающей трудности, поучаствовать в играх и соревнованиях.
Чувства взрослого, обостренные необычностью ситуации, соединяются в неповторимый эмоциональный опыт общения с собственным ребенком, положительные взаимоотношения с которым казались утраченными.Такая работа приносит заметные успехи в реабилитации неблагополучных семей, нормализации детско-родительских отношений.
Десятилетний опыт работы нашего учреждения подчеркивает большую эффективность иппотерапевтических занятий по многим показателям: стабилизация положительного эмоционального фона воспитанников; улучшение зрительно-моторной и слуховой координации; улучшение равновесия; активизация познавательной деятельности; улучшение показателей внимания и возможностей произвольной регуляции поведения; развитие способности запоминать и планировать последовательность собственных действий; активизация мотивации достижения успеха и повышение самооценки. Данные улучшения делают ребенка, пережившего негативный опыт семейных отношений, более открытым для любых позитивных изменений.