Информация о социально – психологических услугах

Информация о социально – психологических услугах

В рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в ГКУСО РМ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» наряду с социально-бытовыми, социально-медицинскими, социально-педагогическими, социально-правовыми оказываются и социально-психологические услуги.

Социально-психологические услуги предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния несовершеннолетних получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде. А так же несовершеннолетние могут получить психологическую помощь анонимно с использованием детского телефона доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122.

Основной целью работы социально-психологической службы в реабилитационном центре является обеспечение психического и психологического здоровья детей, всестороннее развитие личности ребенка.

Основные задачи:

-Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;

-Развитие индивидуальных особенностей детей;

-Диагностика уровней развития различных сфер личности;

-Профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии детей;

-Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей;

-Создание для ребенка благоприятного психологического климата в РЦ;

-Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и сотрудникам центра.

Основными направлениями работы являются: психологическая диагностика, психологическая коррекция и развитие, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование.

Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами воспитанников. Главная цель исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе, выстраивание индивидуальной программы реабилитации и развития ребенка.

При проведении диагностических процедур педагоги-психологи используют типовые психологические методики, адаптированные к условиям реабилитационного центра. Исследования проводят в режиме как группового, так и индивидуального исследования.

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого получателя услуг. Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики.

Коррекционно-развивающая работа проводится по следующим направлениям: личностно-ориентированная работа, развитие и совершенствование когнитивной сферы, коммуникативных навыков, стабилизация эмоционально-волевой сферы, снижение уровня школьной дезадаптации, повышение уверенности в себе, развитие потребности в самовоспитании.

Помимо групповой работы проводится индивидуальная коррекционная работа. Особое внимание уделяется организации исследовательской деятельности методом проектов, психологи стараются максимально разнообразить дидактический материал. Обязательным является принцип постепенности и индивидуализации, совместной деятельности ребенка и взрослого, совместной деятельности нескольких детей, создание атмосферы доброжелательности.

Важным при построении каждого занятия является четкая структура: ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, последовательность упражнений, их логичность, рефлексия занятия. Используют в работе задания с использованием информационно-компьютерных технологий, ориентированные на познавательную деятельность.

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми подростками используются разнообразные формы и методы: тренинг, дискуссия, мозговой штурм, экскурсия, метод проектов, ролевая игра, театрализованная деятельность, конкурсы, викторины, беседы с элементами психотерапии,  психогимнастику, арт – терапия, релаксационные техники, просмотр и обсуждение видеофильмов и другое.

Для обеспечения эффективности коррекционной работы необходимо привлечение различных специалистов. Поэтому педагоги-психологи поддерживают тесную связь со всеми специалистами реабилитационного центра: воспитателями, социальными педагогами, музыкальным руководителем, специалистами по социальной работе, медицинскими сестрами, врачом-педиатром.

Необходимые советы, практические рекомендации получают и родители. В психокоррекционной работе с родителями (лицами их замещающими) стоят следующие цели и задачи:

- гармонизация психологического климата в семье;

- коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских);

- формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих);

- осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;

- коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);

- гармонизация отношений между ребенком и родителем, членами семьи.

По результатам мониторинга у 69,7% семей наблюдается положительная динамика во взаимоотношениях, ежегодно увеличивается количество детей, вернувшихся в семью.

Коррекционно-развивающая работа проводится и в отношении педагогического коллектива. Основными методами работы с педагогами являются: переубеждения (представление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков), метод переключения (иной вид деятельности). Формы работы с педагогами: индивидуально-групповая работа, дискуссии, беседы, ролевые игры, консультации.

Проведение регулярных развивающих занятий гармонизируют процесс реабилитации несовершеннолетних, создает необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса социализации воспитанников.

Профилактическая деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья воспитанников, предупреждение возникновения явлений дезадаптации подростков, трудностей в интеллектуальном и личностном развитии; создание благоприятного психологического климата; разработку конкретных рекомендаций педагогам, родителям, администрации в вопросах воспитания, обучения, развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Систематически реализуется программа для подростков по профилактике употребления алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни. В ходе занятий у подростков повышается уровень жизненной компетенции, вырабатываются навыки здорового стиля жизни; формируется ответственное отношение к своему здоровью, готовность вести здоровый образ жизни; происходит усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков; развиваются умения регулировать своё поведение, прогнозировать последствия своих действий. Формируются представления о негативном воздействии ПАВ на физическое здоровье человека и его социальное благополучие; происходит освоение приёмов поведения, позволяющих избежать наркозависимости.

В рамках профилактики проводятся тематические беседы, акции, выпускаются газеты, листовки, стендовая информация, проводятся конкурсы рисунков и др. После проведения профилактической работы наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных умений и навыков у подростков, стремление к ведению здорового образа жизни.

Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей.

С целью профилактики эмоционального выгорания педагогов проводятся тематические беседы, тренинговые занятия, семинары, деловые игры, релаксационные упражнения, игро-, цвето-, музыка-, арттерапия.

При проведении профилактической работы педагоги-психологи стараются активно сотрудничать с различными организациями: КДН, УФСКН, Центром молодежной политики и туризма, ЦВИНП и др.

Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогов, родителей и воспитанников к психологическим знаниям, построение реабилитационного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, выпуск психологической газеты.

Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности, информирование всех участников реабилитационного процесса. Консультации носят диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер, служат средством психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.

Итогами консультативной работы являются: выработка рекомендаций педагогам и родителям, организация индивидуальных бесед с воспитанниками, разработка модулей упражнений для снятия усталости и эмоционального напряжения, разработка тренинговых программ. С каждым годом количество консультаций возрастает, что указывает на эффективность проводимой работы.

 

Материал подготовила педагог-психолог Алферина Н.В.