Педсовет на тему: «Использование элементов творческой деятельности в процессе социальной реабилитации воспитанников младшей школьной группы».

Педсовет на тему:  «Использование элементов творческой деятельности в процессе социальной реабилитации воспитанников младшей школьной группы».

ГОСУДАРСВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВРШЕННОЛЕТНИХ «СОЛНЫШКО»

 

Педсовет на тему:

«Использование элементов творческой деятельности в процессе социальной реабилитации воспитанников младшей школьной группы».

 

Воспитатель: Осташкина О.И.

 

г. Рузаевка 2015 г.

 

Средь множества пытливых глаз

Попробуй заслужить признанье.

Ребенок - главный среди нас

Всегда он требует вниманья.

Сумей всех лаской обаять,

Встречая каждый день улыбкой.

И много знать, и не солгать,

Не совершать сумей ошибки.

 

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребе​нок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Это благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

Опыт показывает, что наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от фор​мирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в 5-летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, в 7-летнем - 20%, а взрослые - лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои воз​можности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего граж​данина.

Ручной труд - один из немногих видов художественно-эстетических занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внут​ренний мир ребёнка. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, адекват​но и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.

Каждая  художественная  техника  в  той  или  иной  степени  развивает  у  ребенка  разные  области  руки,  предплечья,  пальцев.  Так,  тонкая  графическая  работа - учит  лучшей  координации  движений,  лепка - развивает  пальцы;  лучшему  освоению  пространства,  объема,  глубины -   способствует  работа  с  пластилином,  глиной,  соленым  тестом,  бумагой  (бумагопластика).

Выбор  деятельности  для  детей  основан  на  добровольности,  интересе,  удовольствии  и  психологическом  комфорте.  При  данных  условиях  досуг  становится  и  временем  отдыха,  и  временем  саморазвития.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

В процессе художественно-творческой деятельности дети осваивают разнообразные техники:

«Развитие творчества детей через сказку» считаю очень важной.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

1. К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»

2. К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».

Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу».

Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству.

Иногда прочитав сказку, даю несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как маленькие дети часто просто запоминают правила поведения. А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы. Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.

Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?».

«А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?» В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.

Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю -запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.

Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности.

Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они позволяют научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Работая с детьми, я заметила, что на занятиях изобразительным искусством, все дети работают только по образцу, не решаются проявить своё неповторимое видение; многие дети быстро утомляются, теряют интерес к личной изобразительной деятельности. Передо мною встала актуальная проблема: Каковы способы раскрепощения детей в процессе изобразительной деятельности?

В педагогической литературе я нашла путь решения этой проблемы и стала применять наряду с традиционными и нетрадиционные техники рисования.

Работая в этом направлении,  я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунокДанные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Рисование пеной.

Лепка - один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и: 

​ координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; 

​ разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); 

​ возможность создания объемных поделок; 

​ умение планировать работу и доводить ее до конца; 

​ богатое воображение.

Услышав слово «пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки.  ( СДЕЛАТЬ РОЛИК)

Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие.

Любимое занятие детворы на прогулке летом - игры с песком
Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ве-дёрками, лопатками. 

Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так уж важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже. 

 

Конструирование из природного материала.

 

Эффективным средством для развития творческих способностей  детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.

У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для художественно – конструктивной деятельности, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов, в том числе современных кубиков ЛЕГО. 

Дети сами собирают природный материал для создания сюжетных и декоративных композиций, учитывая, что при их создании материал надо будет сочетать с лепкой и росписью. Постепенно дети начинают понимать, что корневища, коряги, спилы веток особенно красиво смотрятся с сухими цветами; обращают внимание на корни, напоминающие фигурки животных и людей.

Искусство бумажной пластики - оригами.

Работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе. Оригами - этот искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера.

Детям моей группы нравится заниматься оригами потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое — а из бумажного листа всегда получается что-то — хуже, лучше, не важно, зато свое.

Коллективные работы.

При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

 

Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок, из газетных трубочек.

Плетение из бумажных трубочек – оригинальный, занимательный и захватывающий вид рукоделия. Самый распространенный метод плетения корзинок из бумажных трубочек очень похож на плетение корзин из лозы. При плетении из бумажных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов бумаги, свёрнутых трубочкой, делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и различные предметы.

 

Интересным  и  содержательным  видом  организации  творческой  деятельности  является экскурсия.

Развитие воображения, творчества, эстетического отношения к окружающему невозможно без накопления знаний, без обогащения жизненного опыта, без наблюдений.

Организовывая различные тематические прогулки, экскурсии - .обогащается речь и впечатление детей.  В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться. Цель таких экскурсий – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников, развивать любознательность, способность удивляться, устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи.

Всем приятно, когда их ребёнок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш это сделал САМ.

ВыводыБез развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.