Расстройство аутистического спектра (РАС) (рекомендации родителям)

Расстройство аутистического спектра (РАС) (рекомендации родителям)

 

Аутизм является сложным нейробиологическим отклонением, которое обычно сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Аутизм встречается во всех социальных группах, он в 4 раза более вероятен у мальчиков, чем у девочек. Аутизм мешает способности человека общаться и строить отношения с другими людьми. Симптомы могут варьироваться от очень незаметных до весьма серьезных. Все эти отклонения характеризуются различными степенями ухудшения в навыках коммуникации и социальных способностей, а также навязчивым поведением.

Как правило, расстройства аутистического спектра диагностируют более точно в возрасте 3-х лет, хотя предварительный диагноз обычно можно поставить детям в возрасте от полутора до 2-х лет. Очень важным представляется ранняя диагностика аутизма и оказание как можно более ранней помощи таким детям. При условии максимального раннего выявления случаев с РАС и раннего начала коррекции, безусловно, возникает шанс достижения максимального эффекта в терапевтическом воздействии и в конечном результате.

Каждый ребенок развивается своими темпами, и порой трудно точно определить, когда ваш ребенок должен начать пользоваться теми или иными навыками. Указанные ниже этапы развития дадут вам общее представление о том, каких изменений следует ожидать по мере роста ребенка.

ОТ 3-4 МЕСЯЦЕВ:

7 МЕСЯЦЕВ:

12 МЕСЯЦЕВ (ГОД):

18-24 МЕСЯЦА:

3 ГОДА:

 

Важно помнить, что расстройство аутистического спектра фактически является нарушением развития, мешающим ребенку нормально взаимодействовать с внешним миром. В результате ребенок растет обособленным, старается поменьше взаимодействовать с людьми, пытается самостоятельно формировать себе все необходимые ощущения. Взрослые в этом случае просто используются такими детьми, как средство получения каких-либо ощущений или объектов (например: тянет за руку в направлении холодильника, чтобы ему что-то достали). При этом ребенку может быть гораздо важнее получить что он хочет, чем взаимодействие со взрослым в этот момент.

В настоящее время не существует лечения от аутизма, но комплексный подход к медицинскому обследованию и коррекционно-развивающим занятиям, а также получение родителями достоверной информации позволяет максимально скомпенсировать и адаптировать ребенка. Диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании наблюдения за ребенком, рассказа родителей и проведенных диагностических исследованиях. Существуют различные диагностические методики, позволяющие с большой вероятностью выявить аутизм у ребенка (CARS, M-CHAT, ADOS, ADI-R), некоторые из них могут быть проведены в достаточно раннем возрасте. Опросник M-CHAT может быть проведен самостоятельно родителем, например, если попасть к врачу не представляется возможным, а ребенок беспокоит Вас своим поведением.

Что же должно насторожить родителя и послужить поводом для обращения к специалистам:

Если вы наблюдаете у ребенка что-то из вышеперечисленного, то надо максимально быстро получить консультацию грамотного специалиста и максимально рано начать коррекционно-развивающие занятие с профильными специалистами, которые ориентируются в специфики данной проблемы.

Так как лечение от аутизма не существует, то даже при еще не поставленном диагнозе, а только подозрении на него ребенку важно начать коррекционно-развивающие занятия, которые затрагивали бы все сферы развития (моторную (двигательную), сенсорную (занятия, направленные на адаптацию и получение максимального количества ощущений) эмоционально-аффективную (ребенок должен испытывать, разделять эмоции – радоваться, грустить, сердиться и уметь регулироваться, то есть контролировать свои чувства, иметь способность успокоиться самостоятельно).

Надо помнить о том, что, несмотря на различные занятия и детский сад, ребенок максимальное количество времени проводит в семье, и все члены семьи должны принимать активное участие в его повседневной жизни. Если ребенок не заинтересован в общении и контакте, надо искать зону интересов ребенка и максимально включаться в его деятельность и пытаться ее расширить, если вы будите в «зоне» интересов ребенка, то он постепенно будет вступать во взаимодействие с вами. Научиться взаимодействовать внутри семьи – сможет перенести свои навыки и на других людей, а значит сможет успешно адаптироваться в обществе.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. Раннее социально-педагогическое вмешательство сфокусировано на удовлетворении особых потребностей в развитии, адаптации и социализации младенцев и детей раннего возраста.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ (направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни).

Основная особенность индивидуальной программы ранней помощи в том, что она носит непрерывный и длительный характер. Также должны быть предусмотрены регулярные консультации семей специалистами (врачами, психологами, педагогами, логопедами, физическими терапевтами).

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ДОПУЩЕНЫ РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Инфантилизация – распространенная ошибка в общении с детьми с ОВЗ любого возраста. Заключается она в том, что из-за сниженной функциональности ребенка его воспринимают младше его реального возраста, относятся к нему, как к младенцу, предъявляют сниженные требования относительно самоконтроля, саморегуляции, приобретенных ребенком навыков.

Инвалидизация - это тоже распространенный способ восприятия особых детей. Заключается он в том, что ребенка как бы выделяют в отдельную группу. «Есть обычные дети, а есть ты». Это не совсем правильный подход. Конечно, у ребенка с ОВЗ есть особенности, но это не значит, что он должен быть отделен от других детей и взрослых.

ВАЖНЫЕ ВЕЩИ, О КОТОРЫХ НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ:

Как же действовать родителю ребенка, который уже вышел из младенческого возраста, и ему необходимо адаптироваться и развиваться?

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ:

ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ:

По всем интересующим вас вопросам, в том числе по вопросам наличия в вашем субъекте РФ квалифицированного центра, оказывающего помощь родителям, воспитывающим детей с РАС, можно обращаться:

ЦЕНТР «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПАРТИЙНЫЙ ПРОЕКТ «ЕДИНАЯ СТРАНА – ДОСТУПНАЯ СРЕДА»